Тема: Качество продукции и система управления качеством

План

1. Качество продукции. 1

2. Система управления качеством продукции. 1

3. Схема механизма управления качеством продукции. 2

4. Классификация факторов, влияющих на качество продукции. 2

5. Управление качеством на этапах жизненного цикла продукции. 2

1. Качество продукции

Продукция – это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.

Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

2. Система управления качеством продукции

Система управления качеством продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.

Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.

Под управлением качеством продукции следует понимать установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и потреблении.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с характеристиками его результата, заданного программой управления.

Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.

Процессы управления с системе управления качеством в общем виде подразделяются на 2 группы:

1)                             переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества

2)                             поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

·        разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;

·        получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

·        принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;

·        выдача управляющего воздействия;

·        получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.

Т.о., в системе управления качеством продукции реализуется принцип обратной связи.

3. Схема механизма управления качеством продукции

Принципиальная схема механизма управления качеством продукции:

 

Под фактором повышения качества продукции понимается причина, конкретная движущая сила процесса создания продукции, способная улучшить один или несколько показателей качества продукции.

Под условием повышения качества продукции понимаются обстоятельства, обстановка, среда, в которых действует фактор.

Под мероприятием повышения качества продукции понимается действие или сумма действий, изменяющих фактор или условия, в которых действует фактор.

4. Классификация факторов, влияющих на качество продукции

Факторы, влияющие на качество продукции:

1.                                                                                                      Технические:

·        вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;

·        состояние технической документации;

·        качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;

·        состояние испытательного оборудования;

·        качество средств измерений и контроля;

·        качество исходных материалов, сырья,  комплектующих.

2.                                                                                                      Организационные:

·        обеспеченность материалами, сырьем;

·        техническое обслуживание оборудования, оснастки;

·        планомерность и ритмичность работы;

·        организация работ с поставщиками;

·        организация информационного обеспечения;

·        научная организация труда, культура производства;

·        организация питания и отдыха.

3.                                                                                                      Экономические:

·        формы оплаты труда;

·        величина заработной платы;

·        премирование за высококачественный труд;

·        удержания за брак;

·        соотношения между качеством, ценой и себестоимостью продукции.

4.                                                                                                      Социальные:

·        состояние воспитательной работы;

·        подбор, расстановка и перемещение кадров;

·        организация учебы;

·        проведение соревнований;

·        взаимоотношения в коллективе;

·        жилищно-бытовые условия;

·        организация отдыха во внерабочее время.

5. Управление качеством на этапах жизненного цикла продукции

Этапы формирования и обеспечения качества продукции:

1.                  Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции.

2.                  Формирование уровня качества, соответствующего высшей категории качества. Подготовка научно-технической документации.

3.                  Анализ возможностей предприятия-изготовителя.

4.                  Материально-техническое обеспечение сырьем, материалами, комплектующими изделиями.

5.                  Техническая подготовка производства. Разработка технологических процессов. Обеспечение оборудованием, оснасткой, инструментом.

6.                  Производство продукции, соответствующей научно-технической документации.

7.                  Технический контроль и испытания продукции. Оценка качества изготовления.

8.                  Сбыт готовой продукции. Сохранение качества в процессе хранения, транспортирования, реализации продукции.

9.                  Монтаж и эксплуатация готовой продукции. Обеспечение качества обслуживания и ремонта. Оценка степени удовлетворения потребителя качеством продукции.

10.              Утилизация. Максимальное использование утилизируемых веществ.

 

Стадии жизненного цикла продукции:

1)                 Исследование и проектирование.

2)                 Изготовление.

3)                 Обращение и реализация.

4)                 Эксплуатация и потребление.

 

Из определения понятия «управления качеством» (см.п.1) видно, что необходимый уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться.

Устанавливается необходимый уровень качества на стадии исследования и проектирования на основе анализа лучших научно-технических достижений в нашей стране и за рубежом для удовлетворения потребностей с наименьшими затратами.

Управление качеством на этой стадии имеет особо важное значение, т.к. именно здесь формируются и рассчитываются основные технико-экономические и эксплуатационные показатели будущей продукции, которые заложены в конструкторско-технологическую документацию.

Целью управления на стадии исследования и проектирования является формирование уровня качества, соответствующего высшей категории качества, современным достижениям и прогнозу общественных потребностей на период производства продукции, а также подготовка комплекта научно-технической документации для изготовления, обращения, потребления и эксплуатации, при соблюдении установленных экономических показателей.

Критерием оценки качества продукции на стадии исследования и проектирования служит степень соответствия технико-экономических параметров, закладываемых в продукцию, его аналогичным параметрам лучших научно-технических достижений в нашей стране и за рубежом.

 

Обеспечивается качество продукции на стадии изготовления. Качество продукции на этом этапе определяется качеством нормативно-технической документации на изготовление продукции, качеством оборудования, оснастки, инструменты, получаемого сырья, материалов, комплектующих.

Целью управления на стадии изготовления является производство продукции в соответствии с плановым заданием и с уровнем качества, сформированным на этапе исследования и проектирования, а также повышение качества продукции на основе опыта или эксплуатации путем улучшения свойств продукции и совершенствования технологии производства при соблюдении установленных экономических показателей.

Критерием оценки качества продукции на стадии изготовления служит степень соответствия фактических технико-экономических параметров изготовленного изделия его аналогичным параметрам, заложенным в проектной документации.

 

Поддержание качества изготовленной продукции производится на стадиях обращения и реализации, эксплуатации и потребления.

Качество обращения и реализации складывается из качества хранения и транспортировки. Здесь важно сохранить уровень качества, который был обеспечен в производстве.

Целью управления на стадии обращения является создание необходимых условий для сохранения свойств продукции при ее складировании, транспортировке и сбыте, в соответствии с установленными плановыми заданиями, стандартами и техническими условиями.

Критерием оценки качества на стадии обращения и реализации служит соответствие показателей качества изделия показателям, зафиксированным в технической документации, сопровождающей изделие.

 

На стадии эксплуатации осуществляется окончательная наиболее полная оценка фактического уровня качества продукции.

Подержание качества в эксплуатации зависит от качества эксплуатации и ремонтной документации, эксплуатационного и ремонтного оборудования, запасных частей и качества труда эксплуатационного и ремонтного персонала.

Целью управления на стадии эксплуатации является забота о безотказной и эффективной работе выпущенных изделий в период эксплуатации.

Критерием оценки качества в эксплуатации служит соответствие показателей качества изделия показателям, зафиксированным в технической документации, сопровождающей изделие, т.е. тем реальным потребностям, для удовлетворения которых оно создавалось.

Hosted by uCoz