Тема: Корпоративная информационная система «Галактика»

1.      Принципы создания и требования к корпоративной информационной системе «Галактика»  1

2.      Структура корпоративной информационной системы.. 2

2.1 Контур административного управления. 3

2.1.1. Модуль «Управление маркетингом». 3

2.1.2. Модуль «Финансовое планирование». 3

2.1.3. Модуль «Хозяйственное планирование. Управление проектами». 4

2.1.4. Модуль «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности». 4

2.1.5. Модуль «Учет и управление кадрами». 5

2.2 Контур оперативного управления. 5

2.2.1. Модуль «Управление закупками (материально-техническое снабжение)». 5

2.2.2. Модуль «Управление продажами (реализация)». 6

2.2.3. Модуль «Складской учет». 6

2.2.4. Модуль «Управление консигнационным товаром». 6

2.2.5. Модуль «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров». 7

2.2.6. Модуль «Розничная торговля (управление продажами через торговый зал)». 7

2.2.7. Модуль «Автотранспорт». 7

2.3 Контур управления производством.. 8

2.3.1. Модуль «Технико-экономическое планирование». 8

2.3.2. Модуль «Учет фактических затрат на производство». 8

2.3.3. Модуль «Техническая подготовка производства». 9

2.3.4. Модуль «Оперативное управление производством». 9

2.4 Контур бухгалтерского учета. 9

2.4.1. Модуль «Кассовые и финансово-расчетные операции». 9

2.4.2. Модуль «Расчет заработной платы». 10

2.4.3. Модуль «Учет основных средств и нематериальных активов». 10

2.4.4. Модуль «Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов». 10

2.4.5. Модуль «Консолидированная финансовая и бухгалтерская отчетность». 10

3.      Контрольные вопросы.. 11

 

Скачать рисунки к тексту

1.                              Принципы создания и требования к корпоративной информационной системе «Галактика»

Программный продукт «Галактика» разработан корпорацией «ГАЛАКТИКА». Разработчик системы обеспечивает:

·               разработку и поддержку актуальности инструментальных средств и стандартов;

·               детальную проработку предметной области на этапах системных исследований, системного анализа и системного проектирования;

·               качественную и быструю программную реализацию сложных проектов за счет применения современных методов разработки программного обеспечения (CASE-технологии и т.п.)

·               техническую и методическую поддержку на этапах системного внедрения и системной эксплуатации;

·               обучение пользователей практической работе с системой;

·               системную интеграцию, комплексную поставку оборудования, расчет и монтаж сетей;

·               настройку и модернизацию компьютерного и телекоммуникационного оборудования;

·               консалтинговые услуги при проектировании бизнес-процессов.

 

Система «Галактика», как многопользовательская комплексная система управления организацией (корпорацией), разработана с учетом следующих основных требований:

·               адаптивность по отношению к профилю деятельности организации любой формы собственности за счет параметров, позволяющих настроить систему на специфику хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации-пользователя;

·               разграничение оперативно-управленческих и финансово-учетных задач при полной их интеграции на уровне база данных;

·               поддержка распределенных баз данных для обеспечения информационного взаимодействия многоофисных корпораций и территориально удаленных подразделений;

·               охват всего спектра типовых производственных и административных функций;

·               единообразие пользовательского интерфейса для всех решаемых задач;

·               предоставление удобного инструментария для развития системы пользователем;

·               ускоренная подготовка системных администраторов по эксплуатации системы.

2.                              Структура корпоративной информационной системы

В функциональной структуре системы «Галактика» имеется (рис. 11.2):

·               контур административного управления;

·               контур оперативного управления;

·               контур управления производством;

·               контур бухгалтерского учета.

Система построена по модульному принципу, благодаря чему в зависимости от производственно-экономической ситуации допускается изолированная эксплуатация отдельных модулей, а также использование их произвольных комбинаций.

Имеется еще 2 модуля, которые вынесены за пределы приведенных контуров. Это модуль «Управление документооборотом» и модуль настройки информационного обеспечения системы на конкретное предприятие.

Исходным технологическим шагом внедрения системы на объекте является ее настройка. Информационная настройка системы «Галактика» выполняется до начала ее практического применения и является обязательным условием последующей эксплуатации. В ходе настройки наполняются информационные массивы базы данных, используемые далее всеми модулями, входящими в систему, а также определяются параметры функционирования системы (рис. 11.3). Настраивается следующий набор информационных  компонент системы:

·               права доступа;

·               классификаторы и другая нормативно-справочная информация;

·               межофисный обмен;

·               структура корпорации;

·               электронный обмен с банком;

·               системные данные и параметры пользователя.

Настройка прав доступа имеет цель определить, к каким программным модулям разрешается доступ конкретным пользователям. Такую настройку всегда выполняет системный администратор после инсталляции «Галактики». Каждому из пользователей присваивается: имя в системе, пароль, права доступа к модулям, права доступа к таблицам данных. Если часть модулей должна быть закрыта для пользователя, то после настройки при входе пользователя в систему закрытые элементы меню просто не высвечиваются на экране. Ограничение прав доступа к таблицам базы данных связано с тем, что пользователь может быть лишен части возможностей (модификации или удаления каких-либо данных, или же возможности их просмотра).

Настройка нормативно-справочной базы представляет собой наполнение классификаторов, каталогов и справочников системы. Этот процесс является фактическим завершением практической работы по упорядочению собранных номенклатур кодируемых объектов, по разработке систем кодирования, присвоению кодов, оформлению, согласованию с заинтересованными лицами и утверждению классификаторов.

Настройка межофисного обмена предполагает определение и ввод параметров утилиты корпоративного межофисного обмена. Здесь настраиваются адресные данные каждого офиса, признаки выборки почты, тип разрешения межсетевых конфликтов и др.

Настройка структуры корпорации выполняется с целью консолидации баз данных филиалов и возможности составления консолидированных отчетов.

Настройка электронного обмена с банком предполагает определение форм входящих и исходящих банковских документов, их элементов и ряда других параметров.

Модуль «Управление документооборотом» обеспечивает взаимодействие всех пользователей системы. Этот модуль фактически реализует функции информационной системы автоматизации офиса. Это типичная система регистрации и обработки операций, возникающих в офисе.

Модуль поддерживает коммуникации пользователей, а также учет, хранение и обработку документов и учетных карточек бумажных документов (договоров, писем, приказов, протоколов совещаний и др.). Документы создаются сканированием, получением по электронной почте, подготовкой в текстовых редакторах.

Модуль поддерживает следующие процессы в офисе:

2.1 Контур административного управления

Контур административного управления охватывает пять модулей:

1.      Управление маркетингом

2.      Финансовое планирование

3.      Хозяйственное планирование. Управление проектами

4.      Анализ финансовой и хозяйственной деятельности

5.      Учет и управление кадрами

 

2.1.1. Модуль «Управление маркетингом»

В системе «Галактика» под термином «маркетинг» понимается одна из подсистем управления предприятием, основанная на комплексном учете и прогнозировании процессов, происходящих на рынке. Подсистема призвана максимизировать прибыль от производства и сбыта товаров и услуг.

Модуль «Управление маркетингом» обеспечивает следующие возможности:

Технологическая схема решения задач маркетинга в системе «Галактика» предусматривает следующие этапы:

 

2.1.2. Модуль «Финансовое планирование»

Модуль «Финансовое планирование» является одним из инструментов поддержки финансового менеджмента на предприятии. С помощью модуля ведется и пополняется информационная база, на основе которой осуществляется контроль и оценка исполнения различных бюджетов предприятия, т.е. бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств, операционных бюджетов (продаж, производства, расходов, запасов, прямых материальных затрат, прямых затрат труда). Модуль позволяет разработать и контролировать ход выполнения кредитного или инвестиционного планов, бюджета НИОКР, бюджета технической реконструкции производства, бюджета налоговых выплат. Можно провести сравнительный анализ прибыльности и рентабельности продукции н основе метода калькулирования по сокращенным затратам (директ-костинг).

Аналитические возможности модуля позволяют также:

Технологическая схема решения задачи финансового планирования средствами данного модуля охватывает следующие этапы:

 

2.1.3. Модуль «Хозяйственное планирование. Управление проектами»

Модуль «Хозяйственное планирование. Управление проектами» поддерживает следующие деловые процессы:

При выполнении этих работ данный модуль позволяет:

 

2.1.4. Модуль «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности»

Модуль «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности» предназначен для поддержки управленческих решений на уровне высших руководителей (финансовый директор, главный бухгалтер, финансовый менеджер-аналитик, сотрудники планового отдела предприятия). Модуль формирует набор наглядных графических и текстовых отчетов для быстрого обзора финансового состояния предприятия или группы консолидированных предприятий. Источником анализа здесь служит результатная синтетическая и аналитическая информация по счетам бухгалтерского учета рассматриваемая в динамике и с учетом влияния индекса цен. Анализируются показатели типовых форм («Баланс предприятия», «Отчет о финансовых результатах» и др.), показатели эффективности финансовой деятельности предприятия, а также показатели внутренних отчетов предприятия. Можно, при желании, создавать отчеты для налоговых органов, потенциальных партнеров и инвесторов.

Модуль обеспечивает:

 

2.1.5. Модуль «Учет и управление кадрами»

Модуль  «Учет и управление кадрами» поддерживает следующие подфункции:

Модуль «Учет и управление кадрами» имеет информационные связи с модулями «Расчет заработной платы» и «Управление документооборотом» (рис. 11.4).

2.2 Контур оперативного управления

Программные модули контура оперативного управления обеспечивают (рис. 11.5):

1.      Управление закупками (материально-техническое снабжение)

2.      Управление продажами (реализация)

3.      Складской учет

4.      Управление консигнационным товаром

5.      Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров

6.      Розничная торговля (управление продажами через торговый зал)

7.      Автотранспорт

8.      Учет материальных ценностей в производстве

 

2.2.1. Модуль «Управление закупками (материально-техническое снабжение)»

Подразделение, отвечающее за закупки, обычно выполняет следующие функции:

Функции по отслеживанию предложений поставщиков, планированию закупок и выбору поставщика в системе «Галактика» могут быть выполнены средствами программного модуля «Управление маркетингом», а отслеживание заявок на приобретение средствами модуля «Управление документооборотом» (рис. 11.6). Заявки на поставку продукции поддерживает также модуль «Управление закупками (материально-техническое снабжение)», при этом заявкой считается документ-основание со статусом «Оформляемый». Расчеты с поставщиками обслуживает модуль «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров». Операции приобретения обслуживает модуль «Управление закупками (материально-техническое снабжение)». Интеграция модуля «Управление закупками (материально-техническое снабжение)» со складским учетом и планированием производства позволяет средствами модуля «Складской учет» следить за соблюдением нормативов запасов (материалов, комплектующих, товаров), выявить дефицит и неликвиды.

Программные средства модуля «Управление закупками (материально-техническое снабжение)», имеющие связи с модулем «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров», поддерживают полный комплекс функциональных еловых процедур, среди которых:

Модуль «Управление закупками (материально-техническое снабжение)» формирует стандартные отчеты:

 

2.2.2. Модуль «Управление продажами (реализация)»

Модуль «Управление продажами (реализация)», по интерфейсу аналогичный модулю «Управление закупками (снабжение)» с дополнительной функцией формирования отпускных цен, поддерживает создание и оперативную корректировку любого количества прайс-листов (для крупнооптовой, мелкооптовой, розничной торговли, для групп или комплексов товаров или услуг).

При оформлении документов на продажу обеспечивается интегрированный с бухгалтерским контуром и модулем «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров» полный комплекс торгово-складских процедур, среди которых важнейшие (рис. 11.7):

Стандартная выходная продукция  модуля «Управление продажами» охватывает:

 

2.2.3. Модуль «Складской учет»

Программный модуль «Складской учет», участвующий в решении задач управления закупками и продажами, автоматизирует следующие деловые процедуры (рис. 11.8):

 

2.2.4. Модуль «Управление консигнационным товаром»

Термин «консигнационные операции» означает прием или передачу товара с регламентной отсрочкой платежа по мере реализации.

Программный модуль «Управление консигнационным товаром» предоставляет пользователю возможность поддерживать следующие специальные процедуры:

Модуль «Управление консигнационным товаром» формирует следующие стандартные отчеты:

 

2.2.5. Модуль «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров»

Программный модуль «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров» обеспечивает контроль расчетов с контрагентами (с учетом финансовых и товарных сопроводительных документов).

Модуль позволяет установить связь платежных документов с договорами (документами-основаниями) и автоматически формировать реестр исполняемых договоров, платежные документы по документу-основанию, вычислять сальдо и составлять платежный баланс по контрагенту. Возможны также контроль взаимозачетов, начисление процентов и учет штрафов (неустоек и пени) по невыполненным обязательствам контрагентов или фирмы.

Для целей анализа отношений с поставщиками формируются аналитические таблицы с данными о взаимной задолженности (в разрезах периодов, договоров, групп договоров, конкретных материальных ценностей и их групп). Аналогичные таблицы формируются и для анализа отношений с получателями по взаимным задолженностям.

 

2.2.6. Модуль «Розничная торговля (управление продажами через торговый зал)»

Главными особенностями компьютерной поддержки розничной торговли в системе «Галактика» является динамическая связь со складским учетом и замена традиционных кассовых аппаратов. Вместо них на рабочих местах кассиров устанавливаются объединенные в сеть специализированные кассовые терминалы со встроенными принтерами (рис. 11.9).

На рабочем месте кассира:

На рабочем месте заведующего торговым залом возможно:

 

2.2.7. Модуль «Автотранспорт»

Модуль «Автотранспорт» поддерживает учет и анализ работы собственного автотранспорта и специализированных автотранспортных предприятий, обеспечивая решение следующих задач (рис. 11.10):

Кроме связи с модулем «Расчет заработной платы» модуль «Автотранспорт» имеет связи с модулем «Учет основных средств и нематериальных активов» (откуда заносятся данные в карточку транспортных средств). Имеются также связи с модулями «Управление закупками (материально-техническое снабжение)», «Управление продажами (реализация)», «Складской учет», «Управление консигнационным товаром», «Учет фактических затрат на производство».

2.3 Контур управления производством

Контур управления производством (рис. 11.11):

1.      Технико-экономическое планирование

2.      Учет фактических затрат на производство

3.      Техническая подготовка производства

4.      Оперативное управление производством

 

2.3.1. Модуль «Технико-экономическое планирование»

Модуль «Технико-экономическое планирование» поддерживает комплекс деловых процедур планово-экономической службы предприятия совместно с модулем «Учет фактических затрат на производство» (рис. 11.12).

Модуль «Технико-экономическое планирование» включает три блока задач периодически решаемых с шагом планирования в месяц, квартал, год:

Задача «Поддержка нормативно-справочной информации» обеспечивает ведение нормативно-справочных массивов:

Задача «Планирование производства» формирует важнейшие плановые документы:

Задача «Планирование производства» поддерживает также деловые процедуры:

Задача «Расчет плановой себестоимости» обеспечивает расчеты:

Важными специальными возможностями модуля является поддержка формирования производственных заказов, оценка объемов производства полуфабрикатов по структурным подразделениям, оценка потребности в сырье, материалах, покупных комплектующих изделий, трудозатратах и др.

 

2.3.2. Модуль «Учет фактических затрат на производство»

Модуль «Учет фактических затрат на производство» поддерживает две группы деловых процессов, выполняемых специалистами производственного бюро бухгалтерии предприятия:

Этот модуль работает в комплексе с модулем «Технико-экономическое планирование», а также при наличии бухгалтерского контура системы «Галактика» (рис. 11.12).

При решении задачи «Учет фактических объемов выпуска» на основе данных складского прихода (по цехам за месяц) выполняется расчет фактического выпуска готовых изделий и полуфабрикатов, а также определяются фактические объемы незавершенного производства.

При решении задачи «Расчет фактических затрат» формируются:

Кроме того, при решении задачи «Расчет фактических затрат» поддерживается анализ отклонений фактических затрат от плановых.

 

2.3.3. Модуль «Техническая подготовка производства»

Модуль «Техническая подготовка производства» охватывает три группы задач:

В блоке «Конструкторская подготовка производства» поддерживается:

В блоке «Технологическая подготовка производства» поддерживается:

В блоке «Расчетные функции» поддерживается:

 

2.3.4. Модуль «Оперативное управление производством»

Модуль «Оперативное управление производством» поддерживает следующие деловые процесс планово-диспетчерских служб предприятия:

2.4 Контур бухгалтерского учета

Контур бухгалтерского учета решает следующий комплекс задач (рис. 11.13):

1.      Кассовые и финансово-расчетные операции

2.      Расчет заработной платы

3.      Учет основных средств и нематериальных активов

4.      Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

5.      Консолидированная финансовая и бухгалтерская отчетность

 

2.4.1. Модуль «Кассовые и финансово-расчетные операции»

Модуль предусматривает (рис. 11.14):

 

2.4.2. Модуль «Расчет заработной платы»

Модуль «Расчет заработной платы», полностью автоматизирующий ведение табелей , начисления при повременной и сдельной оплате, расчет удержаний и налогов на фонд оплаты труда, создан на основе принципов универсальности и адаптивности. Универсальность обеспечивает возможность его эксплуатации при любых режимах работы и в любых организациях – от крупных, в несколько тысяч человек, до предприятий малого бизнеса. Адаптируемость позволяет бухгалтеру самостоятельно настраивать модуль на специфику своего предприятия и законодательства.

Для выдачи разнообразных справок социально-трудового характера модуль обеспечивает ведение лицевых счетов работников (с данными о начислениях и удержаниях за прошлый и текущий год).

Выходная документация модуля обеспечивает все потребности расчетного отдела бухгалтерии, охватывая: расчетные листки, платежные ведомости, разнообразные вспомогательные сводки, контрольный журнал по оплате труда, бухгалтерские справки о начислениях, удержаниях и налогах на фонд оплаты труда. Автоматически формируются также платежные поручения для дальнейшей работы с ними в финансовом модуле (на перечисление налогов и удержаний в пользу других юридических и физических лиц) (рис. 11.16).

 

2.4.3. Модуль «Учет основных средств и нематериальных активов»

С помощью модуля «Учет основных средств и нематериальных активов» создается электронный аналог картотеки основных средств (рис. 11.17). Используется также справочник материально-ответственных лиц. На основе постоянной картотеки и текущих входных данных о поступлении, перемещении и выбытии основных средств формируются: инвентарная опись по материально-ответственным лицам, ведомость износа, ведомость наличия драгоценных металлов, отчет полного износа, сводный отчет износа, ведомость движения основных средств.

Учет нематериальных активов ведется по аналогичной схеме, но без переоценок , свойственных учету основных средств.

 

2.4.4. Модуль «Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов»

Схема учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов приведена на рисунке 11.15.

 

2.4.5. Модуль «Консолидированная финансовая и бухгалтерская отчетность»

Модуль обеспечивает получение различной бухгалтерской отчетности. Формирование Баланса предприятия и приложений к нему может иметь многочисленные особенности. Поэтому в системе «Галактика» выходные отчетные формы поставляются в открытом виде, с исходными расчетными формулами. Пользователь может их корректировать, а также самостоятельно модифицировать формы и добавлять новые. Для этих целей предусмотрен встроенный в систему язык проектирования бухгалтерских и экономических отчетов.

В модуле реализуется возможность ведения параллельного учета в нескольких планах счетов.

Модуль обеспечивает ведение совместной базы данных корпорации и получение консолидированной отчетности.

С помощью модуля «Консолидированная финансовая и бухгалтерская отчетность» может быть получена бухгалтерская отчетность трех видов:

-               ведомости ежедневного учета любого счета;

-               группировочные ведомости;

-               оборотные ведомости (за отчетный период, за произвольный интервал времени) в разрезах структурных подразделений;

-               ведомости аналитического учета;

-               журнал (книга) хозяйственных операций;

-               главная книга;

-               ведомости по расчету курсовой разницы;

-               ведомости по учету труда и зарплаты;

-               ведомости по учету ОС и НМА;

-               ведомости по учету МЦ и МБП.

-               баланс предприятия;

-               приложения к балансу;

-               отчеты по налогам.

-               аналитический баланс;

-               расчет рентабельности;

-               расчет устойчивости;

-               расчет оборачиваемости;

-               расчет ликвидности.

3.                              Контрольные вопросы

1.                              В чем состоят особенности корпоративных информационных систем

2.                              Какие характерным требованиям отвечает корпоративная информационная система «Галактика»

3.                              Каковы тенденции в развитии корпоративных информационных систем

4.                              Перечислите функциональные контуры структуры корпоративной информационной системы «Галактика»

5.                              Охарактеризуйте сущность и виды настройки корпоративной информационной системы

6.                              Охарактеризуйте контур административного управления в целом

7.                              Охарактеризуйте контур оперативного управления в целом

8.                              Охарактеризуйте контур управления производством в целом

9.                              Охарактеризуйте контур бухгалтерского учета в целом

10.                          Объясните стратегию обособленности модуля «Управление документооборотом»

11.                          Функции, связи и продукция комплекса «Управление маркетингом»

12.                          Структура, связи и продукция комплекса «Финансовое планирование»

13.                          Связи и продукция комплекса «Хозяйственное планирование. Управление проектами»

14.                          Связи и продукция комплекса «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности»

15.                          Функциональная структура, связи и продукция комплекса «Учет и управление кадрами»

16.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Управление закупками (снабжение)»

17.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Складской учет»

18.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Управление продажами (реализация)»

19.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Автотранспорт»

20.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Расчеты с поставщиками и получателями, ведение договоров»

21.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Управление консигнационным товаром»

22.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Торговый зал»

23.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Учет материальных ценностей в производстве»

24.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Технико-экономическое планирование»

25.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Техническая подготовка производства»

26.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Учет фактических затрат»

27.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов»

28.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Учет основных средств и нематериальных активов»

29.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Расчет заработной платы»

30.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Кассовые и финансово-расчетные операции»

31.                          Охарактеризуйте комплексы задач модуля «Консолидированная финансовая и бухгалтерская отчетность»

Hosted by uCoz