План
2. Международная организация по стандартизации (ISO)
3. Международные стандарты серии ISO 9000
4. Международные стандарты серии ISO 9000:1994
5. Основное содержание стандарта ISO 9001
6. Международные стандарты серии ISO 9000:2000
7. Международные стандарты серии ISO 9000:2005
8. Международные и национальные организации по стандартизации
Стандартизация – деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандартизация – это деятельность по установлению требований, норм, правил, характеристик (как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых) в целях обеспечения:
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Стандартизация осуществляется в целях:
Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:
Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.
Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.
Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Стандарт международный – стандарт, разработанный и принятый международной организацией на основе всеобщего согласия (консенсуса).
Стандарт национальный – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и предназначенный для всеобщего, добровольного и многократного применения.
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями, учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования.
Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную область промышленности и сферы услуг.
В зависимости от содержания различают стандарты:
ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO) функционирует с 1947 г.
Цель ISO – развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и направлениях деятельности.
В соответствии с уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».
В состав ISO входят национальные организации по стандартизации (только одна от страны), которые именуются комитетами членами. Высшим органом ISO является Генеральная Ассамблея, собирающаяся раз в три года и избирающая Президента и Совет ISO, которые руководят практической работой организации между ассамблеями. Президенту в работе помогает вице-президент, избираемый Советом и опирающийся на Исполком, который решает различные вопросы в период между заседаниями Совета. При Совете ISO кроме Исполкома работают следующие Комитеты:
Главным административным органом ISO является Центральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем по назначению Совета. Центральный секретариат координирует и контролирует всю работу по подготовке международных стандартов и связям с другими международными организациями в соответствии с Уставом, Правилами процедуры и Директивами по технической работе.
Штаб-квартира Центрального секретариата находится в Женеве (Швейцария).
Бюджет ISO складывается из членских взносов и доходов от продажи международных стандартов и публикаций.
Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства.
ISO 9000 – семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих систем менеджмента качества (СМК).
Стандарты серии ISO 9000 – это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176).
Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 г. и затем периодически обновлялся. С момента появления стандартов ISO 9000 в 1987 г. соответствующую регистрацию прошли около 250 тысяч организаций по всему миру. Одна из причин успеха ISO 9000 объясняется тем, что процесс сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9000 помогает предприятию оптимизировать его хозяйственные и производственные процессы.
Основными целями выпуска стандартов ISO серии 9000 являлись:
· укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов;
· достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);
Основными отличиями систем качества по ISO 9000 от КСУКП являются следующие:
Основные принципы стандартов ISO 9000:
1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ISO 9000.
Общность и универсальность стандартов ISO 9000 заключается в том, что модели Обеспечения Качества не были разработаны для какой-либо специфической области – они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.
Комитет ISO/TC 176, указывая на назначение стандартов – регламентировать деятельность широкого спектра предприятий, признаёт, тем не менее, что стандарт может быть модернизирован для специфических нужд: во введении к каждому стандарту приведена следующая фраза: «Предполагается, что настоящий стандарт применим в представленной форме, но в случае специфической договорной (контрактной) ситуации он может быть модернизирован».
Несмотря на то, что стандарты серии ISO 9000 создавались как независимые от отраслей промышленности, ISO/TC 176 работает над расширением и развитием серии ISO 9000, дополняя её документами (руководствами или проектами стандартов), более чувствительными к специфике различных секторов промышленности в таких областях как:
и специфических областях управленческой деятельности:
Семейство ISO 9000, особенно стандарты, предназначенные для использования в договорных случаях, для оценки или сертификации (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) – работает во всём мире во многих отраслях промышленности и экономики. Было специально разработано множество схем, учитывающих особенности отдельных секторов промышленности и экономики.
Таблица 1 - Соответствие национальных стандартов качества стандартам ISO
Страна |
Наименование стандарта |
||||
ISO |
ISO 9000 |
ISO 9001 |
ISO 9002 |
ISO 9003 |
ISO 9004 |
Австралия |
AS 39000 |
AS 39001 |
AS 39002 |
AS 39003 |
AS 39004 |
Австрия |
OE Norm
PREN 29000 |
OE Norm
PREN 29001 |
OE Norm
PREN 29002 |
OE Norm
PREN 29003 |
OE Norm
PREN 29004 |
Бельгия |
NBN X 50-002-1 |
NBN X
50-003 |
NBN X
50-004 |
NBN X
50-005 |
NBN X
50-002-2 |
В.Британия |
BS 5750:
Part 1 sect.01 |
BS 5750
Part 1 |
BS 5750
Part 2 |
BS 5750
Part 3 |
BS 5750
Part 4 |
Венгрия |
MI 18990 |
MI 18991 |
MI 189922 |
MI 18993 |
MI 18994 |
Германия |
DIN ISO 9000 |
DIN ISO
9001 |
DIN ISO
9002 |
DIN ISO
9003 |
DIN ISO
9004 |
Дания |
DS/EN 29000 |
DS/EN
29001 |
DS/EN
29002 |
DS/EN
29003 |
DS/EN
29004 |
ЕС |
EN
29000:87 |
EN
29001:87 |
EN
29002:87 |
EN
29003:87 |
EN
29004:87 |
Индия |
IS: 10201
Part 2 |
IS: 10201
Part 2 |
IS: 10201
>Part 2 |
IS: 10201
Part 2 |
IS: 10201
Part 2 |
Ирландия |
IS 300
Part 0 |
IS 300
Part 1 |
IS 300
Part 2 |
IS 300
Part 3 |
IS 300
Part 0 |
Испания |
UNE 66
900 |
UNE 66
900 |
UNE 66
900 |
UNE 66
900 |
UNE 66
900 |
Италия |
EN 29000 |
EN 29001 |
EN 29002 |
EN 29003 |
EN 29004 |
Китай |
GB/T
10300.1 |
GB/T
10300.2 |
GB/T
10300.3 |
GB/T
10300.4 |
GB/T
10300.5 |
Малайзия |
|
MS
985/ISO 9001:87 |
MS
985/ISO 9002:87 |
MS
985/ISO 9003:87 |
|
Нидерланды |
NEN–ISO
9000 |
NEN–ISO
9001 |
NEN–ISO 9002 |
NEN–ISO
9003 |
NEN–ISO
9004 |
Нов.Зеландия |
NZS
5600:p.1 |
NZS
5601-87 |
NZS
5602-87 |
NZS
5603-87 |
NZS
5600:p.2 |
Норвегия |
NS–EN 29000 |
NS–EN
29001 |
NS–EN
29002 |
NS–EN 29003 |
|
Россия |
|
ГОСТ Р ИСО 9001 |
ГОСТ Р ИСО 9002 |
|
|
США |
ANSI/ASQC
Q90 |
ANSI/ASQC
Q91 |
ANSI/ASQC
Q92 |
ANSI/ASQC
Q93 |
ANSI/ASQC
Q94 |
Тунис |
NT 110:18 |
NT 110:19 |
NT 110:20 |
NT 110:21 |
NT 110:22 |
Финляндия |
SFS–ISO
9000 |
SFS–ISO
9001 |
SFS–ISO
9002 |
SFS–ISO
9003 |
SFS–ISO
9004 |
Франция |
NF X 50-121 |
NF X
50-131 |
NF X
50-132 |
NF X
50-133 |
NF X
50-122 |
Швейцария |
SN–ISO 9000 |
SN–ISO
9001 |
SN–ISO
9002 |
SN–ISO
9003 |
SN–ISO
9004 |
Швеция |
SS–ISO
9000 |
SS–ISO
9001 |
SS–ISO
9002 |
SS–ISO
900 |
SS–ISO
9004 |
ЮАР |
SABS 0157
Part 0 |
SABS 0157
Part I |
SABS 0157
Part II |
SABS 0157
Part III |
SABS 0157
Part IV |
Югославия |
JUS F.A
1.010 |
JUS F.A
1.012 |
JUS F.A
1.013 |
JUS F.A
1.014 |
JUS F.A
1.011 |
Важно отличать схемы, повторяющие без изменений семейство ISO 9000, от схем, включающих локализованные версии этих международных стандартов. Если серия ISO 9000 явилась лишь ядром для размножения локализованных стандартов, извлечённых из ISO, но отличающихся от них по содержанию и структуре, то это ограничивает тенденцию стандартизации во всём мире из-за размножения (увеличения количества) несовместимых стандартов и несовместимых требований.
Несмотря на то, что первоначально стандарты ISO 9000 предполагались как средство для согласования большого числа национальных и международных стандартов, они могут быть использованы также как в контрактной, так и во вне контрактной ситуациях. В «Руководящих указаниях по выбору и применению» поясняется, что в обоих этих случаях желательно, чтобы предприятие-поставщик установило и поддерживало Систему Качества, что позволит повысить его конкурентоспособность и достигнуть требуемого качества продукции при минимальных затратах.
Стандарты ISO 9000 имеют своей целью оказать помощь в определении потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Стандарт помогает уменьшить затраты на качество, так как у предприятия появляется доверие и уверенность в качественной деятельности поставщика. Соответствие стандартам ISO 9000 создаёт предпосылки для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком. Предприятия, сертифицированные по ISO 9000, воспринимаются потребителем как жизнеспособные поставщики.
Каждое предприятие заинтересовано в формальной регистрации соответствия с положениями стандартов, т.к. регистрационный номер ISO 9000 становится важным элементом при выборе компании в качестве поставщика.
Стандарты ISO 9000 определяют минимальные требования, которые поставщик должен выполнить для того, чтобы гарантировать потребителю получение продукции, соответствующей его требованиям. Введение этих стандартов оказало значительное влияние на предприятия во всём мире, так как поставщики теперь могут быть оценены последовательно и единообразно.
Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ISO 9000, предприниматель получает и выгоду:
В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов ISO этой серии, которая включала 24 стандарта.
Cсерия ISO 9000:1994 включает:
Три стандарта из серии ISO 9000 – ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 – являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.
Ни ISO 9000, ни ISO 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ISO 9000 или ISO 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ISO 9001, 9002 или 9003.
В целом, стандарты в области качества могут быть сгруппированы, как это показано на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Структура семейства стандартов ISO 9000
Рисунок 2 – Стандарты в области качества
ISO 9000: "Общее
руководство качеством и стандарты по обеспечению качества".
Часть 1: «Руководящие указания по выбору и применению». Это руководство было создано для оказания помощи потенциальным пользователям в решении вопроса предпочтительности той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений.
Часть 2: «Общие руководящие указания по применению ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003». Данное руководство помогает пользователю прояснить трактовку требований стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.
Часть 3: «Руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения». Предназначена для помощи в трактовке требований стандарта ISO 9001 поставщикам интеллектуальной продукции.
Часть 4: Руководство по управлению программой надежности».
ISO 9004: "Общее
руководство качеством и элементы системы качества".
Этот документ предоставляет пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет информацию и предложения по осуществлению Системы Всеобщего Руководства Качеством, которая запускается после установки и (возможно) сертификации Системы Качества.
Часть 1: «Руководящие указания».
Часть 2: «Руководящие указания по услугам».
Часть 3: «Руководящие указания по перерабатываемым материалам».
Часть 4: «Руководящие указания по улучшению качества».
Часть 5: «Руководящие указания по программе качества».
Часть 6: «Руководство качеством при управлении проектированием» (проект стандарта).
Часть 7: «Руководящие указания по управлению конфигурацией» (проект стандарта).
К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся:
ISO 10011: «Руководящие указания по проверке системы качества». Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и при проведении сертификационного аудита). Однако эти стандарты будут весьма полезны и при построении системы качества, так как позволяют предвидеть сценарий и процедуру ее проверки.
Часть 1: «Проверка».
Часть 2: «Квалификационные критерии для экспертов–аудиторов по проверке систем качества».
Часть 3: «Руководство программой проверок».
ISO 10012: «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования – часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования». Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей сертификата соответствия стандартам ISO 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить себе соблюдение требований ISO 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ISO 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы.
ISO 10013: «Руководящие указания по разработке руководств по качеству». Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества – Руководства по Качеству. Предприятия могут пойти и своим путем при разработке Руководства по Качеству, поскольку для сертификации системы качества необходимо выполнение всех требований только стандарта ISO 9001, 9002 или 9003 в зависимости от выбранной модели.
ISO 8402: «Управление качеством и обеспечение качества – Словарь». Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством.
Международный комитет ISO/TC 176 предлагает выбрать модель обеспечения качества из трёх возможных (рисунок 3).
ISO 9001 "Система Качества: Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
ISO 9001 является наиболее полным из трех стандартов и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации. Важно отметить, что в стандарте нет специальных упоминаний о деятельности предприятия в области маркетинга. ISO 9001 представляет базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании при эксплуатации у потребителя.
ISO 9001 применим в случае договорной ситуации, когда соответствие специфическим требованиям должно обеспечиваться в течение нескольких стадий, включающих: проектирование/разработку, производство, монтаж и обслуживание. Это применимо когда:
ISO 9002 "Система
Качества: Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и
обслуживании".
ISO 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя.
ISO 9002 применим в договорной ситуации когда:
ISO 9003 "Система
Качества: Модель обеспечения качества при окончательном контроле и
испытаниях".
ISO 9003 рассматривает только испытания готовой продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества окончательного контроля и испытаний готовой продукции.
ISO 9003 применим в договорной ситуации когда:
Рисунок 3 – Три модели обеспечения качества
Анализ области применения и содержания стандартов ISO позволяет выявить их строение по схеме, приведенной на рисунке 4.
Рисунок 4 – Взаимосвязь между ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003
ISO 9001 является наиболее обширным: в нём описывается система качества, которая распространяется на все возможные виды деятельности предприятия, ISO 9002 в меньшей степени описывает эту систему, исключив из рассмотрения деятельность по проектированию, ISO 9003 ещё в меньшей степени, чем ISO 9002 описывают систему, не затрагивая проектную, производственную и послепродажную деятельность. Общие для стандартов главы следуют одной и той же цели: они являются идентичными или, в случае модификации, они являются совместимыми «снизу–вверх».
Разделение стандартов ISO является логичным и практичным и соответствует трём определённым типам договорных обязательств.
В зависимости от продукции и производственного цикла, также рекомендуется применять различные модели системы качества и методические рекомендации (таблица 2).
Таблица 2 - Виды моделей системы качества
Продукция предприятия |
Цикл выпуска продукции |
Стандарт на систему качества |
Методические рекомендации |
Овеществленный продукт |
Полный, от разработки до сервиса изделия |
ISO 9001 |
ISO 9000 часть 1 и 2 |
Не полный, разработка и сервис изделий не производится |
ISO 9002 |
||
Производятся только испытания изделий |
ISO 9003 |
||
Сырье и полуфабрикаты |
Не полный, так как разработка и сервис продукции не возможен |
ISO 9002 |
ISO 9000 часть 1 и 2, ISO 9004, часть 1 |
Услуги (например, юридические, транспортные, финансовые, образовательные, бытовые, торговые и т.д.); |
Не зависит от цикла |
ISO 9001 или 9002 |
ISO 9000 часть 1 и 2, ISO 9004, часть 2 |
Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.) |
Полный цикл |
ISO 9001 |
ISO 9000 часть 1, 2 и 3 |
Не полный цикл |
ISO 9002 |
Следует отметить, что международные стандарты семейства ISO 9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы внедрения конкретной организации этих элементов. Эти стандарты не навязывают единообразие систем качества, поскольку система управления организации зависит от задач организации, вида производимой ею продукции и присущего ей конкретного практического опыта, и система качества одного предприятия неминуемо будет отличаться от системы качества другого предприятия. Эти стандарты описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить предприятию с точки зрения доказательства производителем своей способности к качеству при поставках. Выполнение требований стандарта – далеко не конечная цель работы предприятия по совершенствованию качества, а лишь хорошее начало такой работы.
На рисунке 5 показана структура стандарта: после трёх вводных разделов следует четвёртый, в котором описывается собственно система качества. Этот раздел состоит из 20 элементов, каждый из которых разделен на более детальные подпункты.
Элемент 4.1 относится к вопросам ответственности руководства;
Элемент 4.2 относится к вопросам идентификации системы качества и её содержания;
Элементы 4.3 – 4.20 содержат описание технической стороны стандарта.
Рисунок 5 – Структура стандарта ISO 9001
Для каждого элемента 4.1 – 4.20, дающего представление ЧТО требует стандарт, предприятие должно документально показать КАК эти требования осуществляются на практике.
Первостепенной задачей стандартов ISO 9000 является обеспечение способности поставщика продемонстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости предупредить появление несоответствия на всех этапах – от проекта до обслуживания.
На рисунке 6 показан идеальный процесс установки, управления и поддержки системы качества, согласующийся со стандартами ISO 9000 и специфическими требованиями потребителя по качеству.
Рисунок 6 – Система качества: применение, управление, поддержание
Стандарт ISO 9001 является наиболее обширным из всех трёх моделей обеспечения качества. Он состоит из 20 элементов, каждый из которых разбит на подпункты. Элемент может содержать примечание, которое не является частью требования стандарта, а рассматривается лишь как объяснительная сноска.
Модель обеспечения качества ISO 9001 распространяется на все виды деятельности предприятия, от проектирования до производства, поставки продукции и послепродажного обслуживания. Однако важно отметить, что в ней не даны какие-либо специфические рекомендации по сегментации рынка, удовлетворению ожиданий потребителя и другим видам маркетинговой деятельности.
Ниже представлены некоторые детали каждого из двадцати элементов стандарта ISO 9001 с целью подчеркнуть главные особенности этого стандарта. Анализ сделан для ISO 9001, наиболее обширного из трёх моделей. Зная содержание и характеристики ISO 9001 и список перекрёстных ссылок трёх стандартов, легко понять содержание и характеристики ISO 9002 и 9003.
Цель: утверждение ответственности руководства предприятия и персонала предприятия за качество продукции.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
В. Работа с персоналом
Для уверенности в том, что качество воспринимается серьёзно всеми членами организации, высшее руководство должно определить и опубликовать Политику Качества предприятия. Она определяет цели качества для всех работников и помогает продемонстрировать следование высшего руководства целям качества. После утверждения политики в области качества, высшее руководство несёт ответственность за понимание, осуществление и поддержку этой политики на всех уровнях организации.
Документ (Политика в области качества) содержит цели, которых предприятие желает достичь, а также обязательства предприятия по качеству. Перед тем, как документировать все положения этой политики, они должны быть в полной мере осмыслены высшим руководством компании.
Политика в области качества является начальной точкой программы руководства качеством предприятия: это означает готовность предприятия следовать этой программе и каждодневно повышать её эффективность.
Политика является целью деятельности, как исполнителей, так и руководящего звена предприятия, включая совет директоров. Лучшая стратегия состоит в осуществлении программы по обучению каждого сотрудника от руководителя предприятия до самого младшего работника деталям политики и особенностям её применения в задачах их персональной деятельности.
Этот пункт требует от компании определить и документировать ответственность, полномочия и взаимосвязи всего персонала, чья деятельность влияет на качество. Особое внимание уделяется тем, кто несёт ответственность и полномочия по управлению несоответствующей продукцией и услугами.
Этот пункт требует определения, документирования и распространения организационной структуры предприятия (организационной схемы, определяющей все уровни персонала и всю деятельность предприятия), а также описаний работ, предписаний, методик и инструкций.
Этот пункт требует от предприятия обеспечить уверенность в том, что деятельность по проверке (испытания, мониторинг процессов, контроль и т.п.) осуществляется:
Этот пункт устанавливает, что означенный представитель руководства должен иметь полномочия и нести ответственность за выполнение и поддержку выбранного стандарта ISO.
Эта часть относится к проведению своевременных внутренних проверок, осуществляемых в определённые сроки с целью подтверждения пригодности и эффективности установленной системы качества, её соответствия выбранным стандартам ISO. Эта норма требует также хранения соответствующих протоколов о проверках.
Цель: создание на предприятии эффективно действующей системы качества;
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия:
В. Работа с персоналом:
Эта часть стандарта требует от поставщика:
которая включает в себя организационную структуру, распределение ответственности, методики, процессы и ресурсы, обеспечивающие соответствие продукции (услуги) установленным требованиям.
Цель: обеспечить качество процессов подготовки, заключения и выполнения контрактов
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
Цель: обеспечить качество процесса разработки изделия от выработки его концепции до технического проекта включительно.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
В. Работа с персоналом
Этот элемент устанавливает, что поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления и проверки проектирования продукции с целью обеспечения удовлетворения установленным требованиям.
Все участники проектирования и деятельность, с ним связанная, должны быть определены.
Основные цели программы качества следующие:
Особенное внимание уделяется деятельности по анализу разработки проекта, направленной как на соответствие требованиям потребителя, так и на соответствие с приведенным выше перечнем.
Цель: обеспечить документооборот в системе качества, включая своевременную, полную и качественную разработку документации по качеству, в том числе руководство по качеству, Методологические инструкции, рабочие инструкции, сопутствующие документы.
А. Документы:
Этот элемент стандарта требует создания и поддержания в рабочем состоянии документированных методик по управлению документами и данными.
Цель: определение и поддержание в рабочем состоянии методик, относящихся к следующему:
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия:
Оценка субподрядчиков. Поставщик должен быть уверен в том, что приобретённая продукция удовлетворяет установленным требованиям.
Документы на закупки. Поставщик должен анализировать и утверждать документы на приобретение (документы, характеризующие продукцию и т.п.), принимая во внимание аккуратность документов, их соответствие и т.п.
Проверка закупленной продукции. Этот пункт стандарта относится к ситуации, когда покупатель (являющийся потребителем поставщика) осуществляет в соответствии с договорными требованиями (в начале или после получения) проверку соответствия приобретаемой продукции установленным требованиями. Важно отметить, что проверка потребителем не освобождает поставщика от всех видов ответственности, связанных с соответствием продукции.
Этот элемент касается ситуации, когда продукция поставляется покупателем поставщику для сборки, объединения или использования в обусловленных целях.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
Цель: элемент стандарта требует определения методик по обеспечению идентификации и ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ продукции в течение всех стадий её жизненного цикла, начиная с поставок, со стадий производственного процесса до продажи или установки.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
Методика должна быть распространена среди всего персонала, ответственного за идентификацию и использоваться вплоть до полной регистрации всей продукции, поставляемой на рынок; регистрация должна осуществляться таким образом, чтобы всегда была возможность узнать что получено, где и кем обработано, куда отправлено и т.д. Естественно, важность этой части стандарта зависит от типа производимой продукции.
Цель элемента стандарта состоит в том, чтобы поставщик осуществил следующее:
С практической точки зрения эти нормы требуют:
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
В. Работа с персоналом:
Этот элемент стандарта содержит три основных составляющих, представленных ниже:
Входной контроль и испытания: предписывается выполнение следующих положений:
· Поступающая продукция должна быть проконтролирована в соответствии с установленными требованиями согласно положениям плана качества;
· Освобождение от проверки поступающей для срочных производственных целей продукции должно осуществляться в соответствии с методиками, позволяющими немедленно отозвать и заменить несоответствующую продукцию.
Контроль и испытания в процессе производства: поставщик должен обеспечить выполнение следующих методик и документирование результатов:
· По проверке, испытанию и идентификации продукции;
· По обеспечению соответствия продукции установленным требованиям;
· По гарантированию того, что продукция будет храниться до полного завершения требуемого объема контроля и испытаний;
· По идентификации любого несоответствия продукции.
Окончательный контроль и испытания: в этом параграфе рассматриваются те же положения, что и в предыдущем, только относительно конечной продукции.
А. Документы:
Цель:
А. Документы:
Этот элемент наиболее обширный в стандарте ISO 9001. Он состоит из десяти подпунктов, определяющих требования по определению, документированию и поддержке методик по калибровке, измерению точности контрольного, измерительного и испытательного оборудования. Дополнительные рекомендации приведены в стандартах ISO 10012–1 и 10012–2.
Цель: Трактовка и визуализация результатов контроля и испытаний.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
Этот элемент стандарта требует организации мероприятий для:
Цель: не допущение дальнейшего использования брака в производстве.
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
В этом элементе стандарта от поставщика требуется установление и поддержание в рабочем состоянии документированных методик, обеспечивающих защиту от ненамеренного использования или использования продукции, не соответствующей установленным требованиям.
Цель:
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
Деятельность руководителей по циклу Деминга.
В этом элементе от поставщика требуется установление, документирование и поддержание в рабочем состоянии методик «решения проблем», а именно:
Цель: сохранение качества продукции в ходе логистических операций.
В этом элементе стандарта от поставщика требуется создание документированных методик, гарантирующих следующее:
Естественно, что важность и методические детали этого элемента, относящегося к деятельности по погрузке–разгрузке, хранению, упаковке и поставке продукции, зависят от отрасли промышленности.
Цель: сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю.
В этой части речь идёт о записях по качеству: их хранении, запоминании и пригодности.
Цель:
А. Документы:
Б. Организационные мероприятия, действия
В. Работа с персоналом
С аудиторами – по ISO 10011.
Поскольку система качества установлена, она должна проверяться на предмет её эффективности и соответствия требованиям. Это достигается через механизм внутренних проверок (внутреннего аудита).
Эти проверки должны быть плановыми; должны вестись протоколы по обнаруженным недостаткам и последующим действиям. Управляющий персонал, ответственный за проверяемую область, должен предпринимать своевременные корректирующие действия, направленные на устранение несоответствий, выявленных проверкой.
Цель: овладение всеми работниками предприятия навыками по обеспечению качества работы.
А. Документы:
В этом элементе системы качества от поставщика требуется определить и выполнить запросы по обучению всего персонала, деятельность которого влияет на качество. Обучение (переподготовка, повышение квалификации, конференции, семинары и т.п.) должно носить плановый характер и охватывать весь вовлеченный персонал предприятия – от высшего руководства до рядовых исполнителей.
Цель:
Этот элемент стандарта относится только к тем предприятиям, которые обязуются предоставлять услуги. В том числе, например, гарантийное и послегарантийное обслуживание, послепродажное обслуживание и т.п.
В этих случаях, поставщик должен установить и выполнять документированные методики по обеспечению выполнения, проверки и отчётности по услугам, соответствующим установленным требованиям.
Цель: широкое использование статистических методов управления процессами.
Этот элемент стандарта устанавливает, что поставщик должен определить адекватные статистические методы для проверки процесса и характеристик продукции.
15 декабря 2000 г. появилось официальное издание новой версии международных стандартов ISO 9000:2000, которая заменила издание 1994 г. Комплекс документов, состоящий ранее из 24 стандартов, теперь содержит 5 базовых стандартов
Семейство стандартов ISO 9000 редакции 2000 г., разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества.
Состав
семейства стандартов ISO 9000 версии 2000 г.:
ISO 9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь" – представляет собой введение в системы менеджмента качества, а также словарь терминов и определений.
ISO 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" – устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, определяет модель системы менеджмента качества, основанную на процессах, и применяется для целей сертификации и аудита. Пересмотренный стандарт ISO 9001:2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г.
ISO 9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" – содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий.
ISO 19011:2000 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. ISO 19011:2002 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.
ISO
10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
Идеология версии 2000 г. отличается от идеологии версии 1994 г. Она основана не на бизнес–функциях (элементах качества), а на бизнес-процессах предприятия. Международный стандарт ISO 9001:2000 «поощряет применение процессуального подхода в управлении организацией и ее процессами, а также рассматривает его как способ быстрого выявления и реализации возможностей для улучшения».
Выделяются 4 вида процессов:
В новой редакции стандарта используется единая модель системы качества (ISO 9001:2000) для организаций всех видов (а не три модели – 9001, 9002, 9003 – как в версии 1994 г.).
В соответствии с требованиями ISO 9001:2000, организация: «должна установить и управлять процессами, необходимыми для обеспечения уверенности в том, что продукция и/или услуга соответствуют требованиям заказчика». В качестве способа внедрения и демонстрации установленных процессов, организация должна создать систему менеджмента качества, основываясь на требованиях этого международного стандарта. Система менеджмента качества должна быть внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии и подвергаться улучшениям со стороны организации».
Организация должна подготовить процедуры системы менеджмента качества, которые описывают процессы, необходимые для внедрения системы менеджмента качества. Масштаб и глубина процедур должна определяться такими факторами как размер и тип организации, сложность и взаимосвязь процессов, применяемые методы, а также квалификация и степень подготовки персонала, участвующего в выполнении работ.
Процедуры системы качества должны включать:
Такой подход:
Основные
группы процессов по стандарту ISO 9001:2000.
Стандарт предусматривает 4 группы процессов связанных с системой менеджмента качества:
Первая группа – процессы управленческой деятельности руководства включают процессы из разделов 4 «Система менеджмента качества» и 5 «Ответственность руководства» стандарта ISO 9001:2000. Эти процессы были включены в одну группу, основываясь на том, что они имеют одного «хозяина» – директора по качеству или представителя руководства, ответственного за систему менеджмента качества.
Вторая группа – процессы обеспечения ресурсами состоит из процессов описанных в разделе 6 «менеджмент ресурсов».
Третья группа – процессы жизненного цикла продукции составляют основные процессы организации по выпуску продукции или предоставлению услуги. Эти процессы представляют поток работ внутри организации, который имеет дело с товарами и услугами, предоставляемыми клиенту.
Четвертую группу представляют процессы завершающие цикл Деминга – процессы измерения, анализа и улучшения.
1. Процессы управленческой деятельности руководства |
2. Процессы обеспечения ресурсами |
Взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей); Формирование политики в области качества; Планирование; Распределение ответственности, полномочий и обмен информацией; Анализ со стороны руководства; Управление документацией; Управление записями. |
Менеджмент персонала; Менеджмент инфраструктуры; Управление производственной средой |
3. Процессы жизненного цикла продукции |
4. Процессы измерения, анализа и улучшения |
Планирование процессов жизненного цикла продукции; Процессы, связанные с анализом требований потребителя; Проектирование и разработка; Закупки; Производство и обслуживание; Управление устройствами для мониторинга и измерений. |
Мониторинг и измерение; Управление несоответствующей продукцией; Анализ данных; Улучшение системы менеджмента качества;
|
17 октября 2005 г. Международная организация по стандартизации выпустила новую версию международного стандарта ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
В версию 2005 г. были добавлены определения ряда терминов, используемых в документах периода позднее 2000 г., а также комментарии к уже существующим определениям (например, ”технический эксперт”, ”требования”, ”компетентность”, ”контракт”, ”аудитор”, ”план аудита”, ”команда” и другие.
Международные
организации по стандартизации
ISO (International Organization for
Standardization) – Международная организация по
стандартизации
IEC/CEI (International
Electrotechnical Commission) – Международная электротехническая комиссия
CEN (European Committee for
Standardization) – Европейский комитет по
стандартизации
CENELEC (European Committee for
Electrotechnical Standardization) – Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники
ETSI (European Telecommunications Standards Institute) – Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций
ITU (International Telecommunication
Union) – Международный союз электросвязи
OIML (International Organization of Legal Metrology) – Международная организация по законодательной метрологии
BIPM (Le bureau International des
Poids et Mesures) – Международное бюро мер
и весов
WELMEC (Organization of European
national legal metrology services) – Организация законодательной метрологии Западной Европы
WMO (World Meteorological
Organization) – Всемирная метеорологическая организация
EUROMET (European Collaboration on
Measurement Standards) – Европейское
сотрудничество по эталонам
EOQ (European Organization for Quality) – Европейская организация по качеству
UN/ECE (United Nations Economic
Commission for Europe) – Европейская
экономическая комиссия ООН
EA (European Accreditation of
Certification) – Европейское сотрудничество по
аккредитации
ILAC (International Laboratory
Accreditation Cooperation) – Международная конференция по аккредитации лабораторий
APLMF (Asia-Pacific Legal Metrology
Forum) – Азиатско-Тихоокеанском форум по законодательной метрологии
IFAN (International Federation of Standards
Users) – Международная федерация пользователей стандартов
COPANT (Pan American Standards
Commission) – Пан-американская комиссия по стандартам
PASC (Pacific Area Standards
Congress) – Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна
ASEAN (Association of Southeast
Asian Nations) – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
APEC (Asia-Pacific Economic
Cooperation) – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
WHO (World Health Organization) – Всемирная организация здравоохранения
WTO (World Trade Organization) – Всемирная торговая организация
EASC (EuroAsia Council on Standardization, Metrology, and Certification) – МГС СНГ Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств
Национальные
организации по стандартизации
Австралия: Standards Australia (SAA) – Стандарты Австралии
Австрия: Osterreichisches Normungsinstitut (ON) – Институт стандартизации Австрии
Албания: General Directorate of Standardization (DSC) – Генеральная дирекция по стандартизации
Аргентина: Instituto Argentino de Normalizacion (IRAM) – Институт стандартизации Аргентины
Армения: Department for Standardization, Metrology and Certification (SARM) – Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения
Бангладеш: Bangladesh Standards and Testing
Institution (BSTI) – Институт стандартов и
испытания Бангладеш
Беларусь: Committee for Standardization,
Metrology and Certification (BELST) – Государственный комитет по стандартизации, метрологии и
сертификации Республики Беларусь
Бельгия: Institut Belge de Normalisation
(IBN) – Институт стандартизации Бельгии
Болгария: Committee for Standardization and
Metrology (BDS) – Комитет по стандартизации и метрологии
Босния и
Герцоговина: Institute
for Standardization, Metrology and Patents of Bosnia and Herzegovina (BASMP) – Институт стандартизации, метрологии и патентов Боснии и Герцоговины
Бразилия: Associaзao Brasileira de Normas Tecnicas (ABNT) – Ассоциация по
стандартизации Бразилии
Великобритания: British Standards Institution (BSI) – Британская организация по стандартизации
Венгрия: Magyar Szabvanyugyi Testulet (MSZT) – Организация по стандартизации Венгрии
Венесуела: Fondo para la Normalizaciуn y Certificaciуn de la Calidad (FONDONORMA) – Организация по стандартизации и сертификации Венесуелы
Вьетнам: Directorate for Standards and Quality (TCVN) – Дирекция по стандартизации и качеству
Германия: Deutsches Institut fur Normung (DIN) – Институт стандартизации Германии
Гонконг: Industry Department (ID) – Департамент промышленности
Греция: Hellenic Organization for
Standardization (ELOT) – Организация
по стандартизации Греции
Грузия: State Department for
Standardization, Metrology and Certification of Georgia (GEOSTAND) – Государственный департамент Грузии по стандартизации, метрологии и сертификации
Дания: Dansk Standard (DS) – Организация по стандартизации Дании
Зимбабве: Standards Association of Zimbabwe (SAZ) – Ассоциация по стандартизации Зимбабве
Египет: Egyptian Organization for Standardization and Quality Control (EOS) – Египетская организация по стандартизации и контролю качества
Израиль: Standards Institution of Israel (SII) – Институт по стандартизации Израиля
Индия: Bureau of Indian Standards (BIS) –
Бюро стандартов Индии
Индонезия: Badan Standardisasi Nasional
(National Standardization Agency, Indonesia) (BSN) – Национальное агентство по стандартизации Индонезии
Ирландия: National Standards Authority of
Ireland (NSAI) – Национальные стандарты Ирландии
Исландия: Icelandic Council for
Standardization (STRI) – Совет по стандартизации Исландии
Испания: Asociaciуn Espaсola de Normalizaciуn y Certificaciуn (AENOR) – Испанская ассоциация по стандартизации и
сертификации
Италия: Ente Nazionale Italiano di
Unificazione (UNI) – Институт по стандартизации Италии
Казахстан: Committee for Standardization,
Metrology and Certification (KAZMEMST) – Комитет по стандартизации и
метрологии, сертификации
Канада: Standards Council of Canada (SCC)
– Совет по стандартам Канады
Киргизия: State Inspection for
Standardization and Metrology (KYRGYZST) – Государственная инспекция по стандартизации и
метрологии
Китай: China State Bureau of Quality and
Technical Supervision (CSBTS) – Бюро
по качеству и
техническому надзору Китая
Колумбия: Instituto Colombiano de Normas Tйcnicas y Certificacion (ICONTEC) – Институт технических норм и сертификации Колумбии
Коста-Рика: Instituto de Normas Tйcnicas de Costa Rica (INTECO) – Институт технических норм Коста-Рики
Куба: Oficina Nacional de Normalizaciуn (NC) – Управление национальной стандартизации
Латвия: Latvian Standard (LVS) – Организация по стандартизации Латвии
Литва: Lithuanian Standards Board (LST) –
Бюро стандартов Литвы
Литва: Lithuanian National Accreditation
Bureau (LA) – Бюро по национальной аккредитации Литвы
Люксембург: Service de l'Energie de l'Etat
(SEE) – Государственная служба энергетики
Малайзия: Department of Standards Malaysia
(DSM) – Министерство стандартов Малайзии
Марокко: Service de Normalisation
Industrielle Marocaine (SNIMA) – Служба стандартизации промышленности Марокко
Молдова: Department of Standards, Metrology
and Technical Supervision (MOLDST) – Департамент стандартов, метрологии и
технического надзора Республики Молдова
Монголия: Mongolian National Centre for
Standardization and Metrology (MNCSM) – Национальный центр стандартизации и метрологии Монголии
Нидерланды: Nederlands Normalisatie Instituut
(NNI) – Институт стандартизации Нидерландов
Новая Зеландия: Standards New Zealand (SNZ) – Стандарты Новой Зеландии
Норвегия: Norges Standardiseringsforbund
(NSF) – Бюро стандартизации Норвегии
Объединённые Арабские эмираты:
Directorate of Standardization and Metrology Ministry Finance and Industry
(SSUAE) – Дирекция по стандартизации и метрологии Министерства финансов и промышленности
Оман: Directorate General for
Specifications and Measurements Ministry of Commerce and Industry (DGSM) – Генеральная дирекция по техническим условиям и измерениям Министерства торговли и промышленности
Пакистан: Pakistan Standards Institution (PSI) – Институт по стандартизации Пакистана
Перу: Instituto Nacional de Defensa de
la Competencia y de la Proteccion de la Propiedad Intelectual (INDECOPI) – Национальный институт защиты интеллектуальной собственности
Польша: Polish Committee for
Standardization (PKN) – Комитет по стандартизации Польши
Португалия: Instituto Portugues da Qualidade
(IPQ) – Организация по стандартизации Португалии
Румыния: Asociatia de Standardizare din Romвnia (ASRO) – Ассоциация по
стандартизации Румынии
Саудовская Аравия: Saudi Arabian Standards Organization (SASO) –
Организация по стандартизации Саудовской Аравии
Сингапур: Singapore Productivity and
Standards Board (PSB) – Бюро стандартов и
производство Сингапура
Словакия: Slovak Office of Standards,
Metrology and Testing (UNMS) – Бюро
стандартов, метрологии и
испытаний Словакии
Словения: Standards and Metrology Institute (SMIS) – Институт по стандартизации и метрологии
США: American National Standards Institute (ANSI) – Американский национальный институт по стандартизации
США: National Institute of Standards and Technology (NIST) – Национальный институт по стандартизации и технологии
Таиланд: Thai Industrial Standards Institute (TISI) – Промышленный институт по стандартизации
Тринидад и Тобаго: Trinidad and Tobago Bureau of Standards (TTBS) – Бюро стандартов Тринидада и Тобаго
Туркменистан: Major State Inspection of Turkmenistan (MSIT) – Главная государственная инспекция Туркменистана
Турция: Turkish Standards Institution (TSE) – Институт по стандартизации Турции
Узбекистан: Uzbek State Centre for Standardization, Metrology and Certification (UZGOST) – Узбекский Государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации
Украина: State enterprise All-Ukrainian state research and production center for standardization, metrology, certification and protection of consumers' rights (Ukrmetrteststandard) – Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей (Укрметртестстандарт)
Уругвай: Instituto Uruguayo de Normas Tecnicas (UNIT) – Институт технических норм Уругвая
Филиппины: Bureau of Product Standards Department of Trade and Industry (BPS) – Бюро промышленных стандартов Министерства торговли и промышленности Филиппин
Финляндия: Finnish Standards Association (SFS) – Ассоциация по стандартизации Финляндии
Франция: Association francaise de normalisation (AFNOR) – Французская ассоциация по стандартизации
Хорватия: State office for Standardization and Metrology (DZNM) – Государственная служба по стандартизация и метрологии
Чешская республика: Czech Standards Institute (CSNI) – Институт стандартизации Чехии
Чили: Instituto Nacional de Normalizaciуn (INN) – Национальный институт стандартизации
Швейцария: Swiss Association for
Standardization (SNV) – Ассоциация
по стандартизации
Швеция: Standardiseringen i Sverige (SIS)
– Институт стандартизации Швеции
Шри-Ланка: Sri Lanka Standards Institution (SLSI) – Институт стандартизации
Эквадор: Instituto Ecuatoriano de
Normalizacion (INEN) – Институт стандартизации Эквадора
Эфиопия: Quality and Standards Authority of
Ethiopia (QSAE) – Организация по качеству и стандартам Эфиопии
Эстония: National Standards Board of
Estonia (EVS) – Департамент национальных стандартов Эстонии
Югославия: Savezni zavod za standardizaciju (SZS) – Национальная организация по стандартизации
Южная Корея: Agency for Technology and Standards (ATS) – Агентство по технологии и стандартам
Южно-Африканская республика: South African Bureau of Standards (SABS) – Бюро по стандартизации Южно-Африканской республики
Ямайка: Jamaica Bureau of Standards (JBS) – Бюро по стандартизации Ямайки
Япония: Japanese Industrial Standards Committee (JISC) – Комитет промышленных стандартов Японии
WSSN (World Standards Services
Network) – Всемирная сеть служб стандартов