Тема: Отечественные системы управления качеством продукции

План

1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции) 1

2. Система СБТ (система бездефектного труда) 4

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) 5

4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса) 5

5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) 6

6. Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) 7

 

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй постепенно выходит на первое место.

В начале нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя было ограничиться проведением только технического контроля, требовались какие-то дополнительные меры. В 20-х годах начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30-40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, – радиотехника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и др. Таким образом, появляется необходимость разработки более совершенных систем обеспечения качества продукции.

1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции)

Первые успешные попытки организации планомерной систематической работы в обеспечении качества в нашей стране были предприняты в 50-х годах. Началом системного подхода к управлению качеством продукции считают разработку и внедрение в 1955 году на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления.

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся система контроля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не отвечали за качество продукции. Ответственность за качество продукции была возложена на ОТК. В результате работники производственного аппарата передавали детали, узлы, изделия в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятии затрачивали время на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продукцию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому продукция предъявлялась в ОТК по несколько раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

Кроме того, нередко брак и дефекты возникали из-за конструкторов, состояния НТД и организации производства. Стимулирование проводилось в основном по количественным показателям изготовления продукции.

Данная система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

В ее основу были положены следующие принципы:

Порядок предъявления продукции ОТК регламентировался рядом документов, в частности «Инструкцией», составленной ОТК и утвержденной директором предприятия, которая запрещала исполнителю предъявлять ОТК узлы и изделия с отклонением от НТД.

Если работники ОТК обнаруживали дефект в предъявленной партии продукции, то они прекращали дальнейший осмотр и возвращали всю партию для исправления и устранения дефектов. Вторичное предъявление этих изделий производилось только по письменному разрешению начальника цеха. При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан был представить директору предприятия объяснение. Третье предъявление продукции могло быть сделано начальником цеха только по разрешению директора. При наличии в продукции дефектов исполнитель передавал ее в ОТК для оформления акта о браке.

Анализ рекламаций с места эксплуатации продукции рассматривался лично директором предприятия, после чего им издавался специальный приказ с изложением конкретных необходимых организационно-технических мероприятий, направленных на устранение причин, вызвавших неисправность изделия. Внедрение системы способствовало развитию движения «работы с личным клеймом». К такой работе допускались исполнители, которые не менее 6 месяцев изготовляли продукцию без дефектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления. При вручении «личного клейма» исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля. Исполнители, не оправдавшие доверия, лишались приказом по предприятию «личного клейма» и удостоверения на право самоконтроля.

Главной особенностью и новизной системы БИП стало то, что она позволила проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя, коллективов подразделений и на этой основе производить моральное и материальное стимулирование.

Оценка качества труда отдельных исполнителей производилось на основе показателя сдачи продукции ОТК с первого предъявления:

,                                                                                      (1)

или

,                                                                                        (2)

где       П – процент сдачи исполнителем продукции ОТК с первого предъявления,

А – сумма всех предъявлении исполнителем продукции в ОТК;

Б – сумма всех отклонений продукции ОТК после обнаружения первого дефекта.

Для оценки результатов работы предприятия, цехов и отдельных исполнителей, а также морального и материального стимулирования работников, за повышение качества продукции были предусмотрены следующие основные показатели:

Эффективность применения этой системы во многом обусловливалась уровнем обучения и воспитания кадров. Для повышения этого уровня организовывались школы качества, в которых наряду с теоретическими занятиями осуществлялось также практическое обучение работников методам качественного изготовления продукции на закрепленных за ними операциях.

В системе большое значение придавалось соответствию состояния оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных приборов и технической документации требованиям технологического процесса. Были обязательны научная организация труда и производства, четкие внутрипроизводственные связи, ритмичность работы.

Выпуску продукции высокого качества способствовала также система материального и морального стимулирования исполнителей в зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления.

Критерий количественной оценки качества труда позволял развернуть социалистическое соревнование, применять такие моральные стимулы, как присвоение звания «Отличник качества», «Мастер – золотые руки» и др. При этом разнообразие методов морального стимулирования и размеров материального поощрения на различных предприятиях не меняло основного принципа системы.

Использованный в системе БИП механизм управления качеством оказал влияние и на структуру управления. Прежде всего, изменились функции ОТК (контролировать оценку качества), децентрализовался контроль из-за развития самоконтроля, повысилось качество труда и появилась возможность получать информацию о причинах дефектов, не зависящих от рабочего. Для анализа этой информации, обсуждения и принятия решений создавались постоянно действующие комиссии по качеству, регулярно проводились дни качества.

День качества – это особая форма совещания, где подвергается критическому анализу работа по обеспечению качества продукции за неделю. Начальник ОТК докладывал о состоянии и уровне качества продукции на предприятии, о наиболее серьезных случаях брака и возврата продукции, о всех невыполненных в срок организационно-технических мероприятиях по обеспечению высокого качества и надежности продукции. Кроме того, он сообщал результаты ежедневного контроля за чистотой и культурой производства.

Таким образом, система БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих предприятиях. В ходе внедрения системы БИП ее основные принципы развивались, взаимозаменялись и обогащались применительно к специфике того или иного производства. Система БИП явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, а также в США, ФРГ, Японии, других странах.

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством продукции.

2. Система СБТ (система бездефектного труда)

На передовых предприятиях Львовской области был разработан так называемый «Львовский вариант саратовской системы» – система бездефектного труда (СБТ). Эта система предусматривала количественную оценку качества труда всех производственных рабочих, ИТР и служащих, способствующих своим трудом повышению качества продукции и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия.

В СБТ основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда» – количественное выражение качества труда исполнителей (3). Эффективность труда работников оценивалась ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принималась за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, нарушение установленной технологии, выдача неправильной информации и т.п.), классифицировались и каждому из них соответствовал заранее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производилась уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

,                                                                                  (3)

где       Ки– исходный коэффициент качества;

Ксi – коэффициент снижения за несоблюдение установленного i-го показателя качества труда;

nc – количество показателей снижения коэффициента качества.

При этом 

Ксi=mi*Zi ,

где       Zi – количество случаев невыполнения однотипного i-го задания;

mi – норматив снижения за невыполнение i-го задания.

Недостаток этого метода оценки качества труда состоял в том, что в нем учитывались только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, а превышения установленных значений показателей качества труда не отражались на коэффициенте качества труда.

Система бездефектного труда распространилась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др. Она повышает коллективную ответственность, дисциплину работников, заинтересованность в повышении качества труда, что обеспечивает рост эффективности производства и повышение качества продукции.

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)

Примером научного подхода к управлению качеством стала созданная в 1958 г. на предприятиях тогда Горьковской области система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Саратовская система была направлена на управление качеством на стадии изготовления продукции, система же КАНАРСПИ – на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства.

Работа по улучшению качества изделий в данной системе не заканчивалась запуском их в серийное производство. Информация о работе изделий в различных эксплуатационных условиях помогала вносить различные изменения в их конструкцию, повышать их надежность, качество. Сбором, анализом и обобщением этой информации занимались созданные на предприятиях специальные службы надежности. Они совместно с другими специализированными службами предприятий участвовали в выработке организационно-технических мероприятий по улучшению качества продукции.

Система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате чего значительно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надежность, увеличился ресурс изделий.

4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса)

Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе. Эта система обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. В ее основе лежит планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов, лимитирующих его уровень.

Работы системы НОРМ имеют следующее содержание:

1)                             оптимальный моторесурс двигателей и потенциальные его возможности закладывались при создании конструкции и технологической подготовке производства, поэтому при отделе главного конструктора создавалось эксплуатационно-исследовательское бюро (ЭИБ) для проверки целесообразности и эффективности проводимых конструкторско-технологических разработок;

2)                             ЭИБ организовывало творческую связь с автохозяйствами и ремонтными базами, благодаря чему обеспечивался сбор информации о работе двигателей как сразу после выпуска первых промышленных партий, так и при переходе на массовое производство. Для организации помощи ремонтным предприятием был создан эксплуатационно-ремонтный отдел (ЭРО), который переносил на ремонтные организации современные методы ремонта с использованием технологического опыта завода;

3)                             анализировались собственные производственные данные, показания периодических испытаний, а также сведения о достижениях передовых отечественных и зарубежных предприятий и фирм;

4)                             по результатам анализа внешней и внутренней информации уточнялись достигнутый срок службы отдельных деталей и моторесурс двигателя в целом и намечался оптимальный уровень моторесурса двигателя на очередной период;

5)                             разработанными методами ускоренных и других видов испытаний в опытной эксплуатации проверялась эффективность конструкторских и технологических решений;

6)                             проводилась работа по совершенствованию испытательной и контрольно-измерительной базы, позволяющей всесторонне испытать двигатели в условиях, наиболее близких к условиям эксплуатации;

7)                             достигнутый моторесурс устанавливался испытаниями образцов двигателей и подтверждался последующей эксплуатацией;

8)                             изучение материалов эксплуатации и увеличение моторесурса двигателей производилось непрерывно до снятия данной конструкции с производства;

9)                             работа по обеспечению высокой надежности совместно со смежными предприятиями проводилась как в процессе создания первых образцов, так и при массовом выпуске двигателей;

10)                         после запуска в массовое производство стабильность качества двигателя с увеличенным моторесурсом обеспечивалась установленным технологическим моторесурсом, который строго поддерживался комплексом организационно-технических мероприятий, в том числе системой бездефектного труда, неуклонным повышением уровня НОТ и производства, систематическим повышением квалификации и знаний ИТР и обслуживающего персонала.

При ОТК были созданы рекламационно-исследовательские бюро и сеть опорных эксплуатационных пунктов завода в районах наибольшей концентрации машин. Основная задача – анализ претензий потребителей, инструктаж и оказание помощи по эксплуатации и ремонту двигателей.

Внедрение системы НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей, существенно увеличить моторесурс двигателей. Инициатива Ярославского завода по повышению моторесурса была одобрена, а опыт завода был рекомендован для распространения на машиностроительных предприятиях.

5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления)

Система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ) была разработана в ПО моторостроения г.Рыбинска. Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями работ системы НОТПУ являлись:

6. Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)

В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:

1.                                          Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

2.                                          Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

3.                                          Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

4.                                          Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

5.                                          Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно-технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.

Система УКП должна функционировать таким образом, чтобы потенциальный заказчик или потребитель продукции был уверен в том, что:

Объектами управления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

При управлении качеством в КС УКП выполняются следующие специальные функции:

1.                                                      Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

2.                                                      Планирование повышения качества продукции;

3.                                                      Нормирование требований к качеству продукции;

4.                                                      Аттестация продукции;

5.                                                      Организация разработки и постановки новой продукции на производство;

6.                                                      Организация технологической подготовки производства;

7.                                                      Организация метрологического обеспечения;

8.                                                      Организация материально-технического обеспечения;

9.                                                      Специальная подготовка и обучение кадров;

10.                                                  Обеспечение стабильного запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте, эксплуатации и потреблении;

11.                                                  Стимулирование качества продукции;

12.                                                  Контроль качества и испытания продукции;

13.                                                  Гос.надзор за внедрением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;

14.                                                  Правовое обеспечение управления качеством продукции;

15.                                                  Информационное обеспечение КС УКП;

16.                                                  Организация взаимоотношений предприятия с поставщиками и потребителями;

17.                                                  Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

18.                                                  Технико-экономический анализ повышения качества продукции;

19.                                                  Организация трудовой деятельности (научная организация труда, организация соревнования, решение социальных вопросов и др.).

Комплекс стандартов КС УКП четко определяет задачи и функции всех служб предприятия, устанавливает порядок их действий, увязывает их взаимодействие.

Организационная структура КС УКП:

 

 

Условные обозначения на рисунке:

Сплошная линия означает, что отдел является исполнителем данной функции.

Пунктирная линия означает, что отдел является соисполнителем данной функции.

ОГК – отдел главного конструктора

ОГТ – отдел главного технолога

ОГМе – отдел главного метролога

ОТК – отдел технического контроля

ПТО – производственно-технический отдел

ОГМ – отдел главного механика

ОГЭ – отдел главного энергетика

ОКС – отдел капитального строительства

ПЭО – планово-экономический отдел

ОМТС – отдел материально-технического снабжения

ОС – отдел сбыта

ОТиЗ – отдел труда и зарплаты

ОНОТиУ – отдел научной организации труда и управления

ОК – отдел кадров

ОТСО – отдел технических средств обучения

ОНТИ – отдел научно-технической информации

ВЦ – вычислительный центр

ЮО – юридический отдел

ОСт – отдел стандартизации

ОУК – отдел управления качеством

 

Директор предприятия осуществляет общее руководство по улучшению качества продукции.

Главный инженер предприятия является ответственным за организацию и осуществление всех технических мероприятий в КС УКП. Он возглавляет работу по повышению технического уровня и качества продукции, внедрению передовой технологии и современного оборудования, энергетическому обеспечению производства и его инструментальной подготовке, совершенствованию структуры производства, развитию производственных мощностей и повышению эффективности их использования, рациональному использованию всех видов ресурсов, аттестации продукции; организует разработку и выполнение организационно-технических мероприятий по результатам контроля и т.д.

Отдел главного конструктора (ОГК) выполняет работу по прогнозированию и планированию технического уровня и качества продукции, по разработке технической документации, по установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров изделия и оптимальных норм точности измерений, обеспечивающих достоверность входного и приемочного контроля изделий, материалов, характеристик оборудования и инструмента. Отдел осуществляет надзор за постановкой продукции на производство, за изготовление продукции, проводит работу по совершенствованию и повышению качества изготавливаемой продукции, участвует в проведении типовых и периодических испытаний продукции, анализирует их результаты и при необходимости вносит коррективы в конструкторскую документацию.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в работах по государственной и заводской аттестации продукции, технологической подготовке производства, в выполнении работ по проверке состояния метрологического обеспечения, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуры применяемых на предприятии средств измерений, внедрению государственных и отраслевых стандартов и т.д.

Отдел главного технолога (ОГТ) выполняет работу по руководству технологической подготовкой производства, прогнозированию, планированию и обеспечению базовых показателей технологичности изделий на стадиях разработки и производства, повышению качества продукции технологическими методами, установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров технологических процессов и оптимальных норм точности измерений, разработке и внедрению методик выполнения измерений параметров технологических процессов.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в работе по планированию повышения качества продукции, аттестации, контролю качества продукции, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов, проведению анализа состояния метрологического обеспечения, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуры применяемых на предприятии средств измерений и контроля, внедрению государственных и отраслевых стандартов, проведению метрологической экспертизы технической документации, контролю за соблюдением технологической дисциплины.

Отдел главного метролога (ОГМе) проводит работу по метрологическому обеспечению качества продукции, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуре применяемых на предприятии средств измерений и поверки, проведению метрологической экспертизы технической документации, проведению поверки средств измерений, организации оперативного учета, хранения и ремонта средств измерений, проведению контроля за состоянием и применением средств измерений.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в выполнении работ по установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, разработке и внедрению методик выполнения измерений, внедрению государственных и отраслевых стандартов, регламентирующих положения метрологического обеспечения, подготовке и повышению квалификации кадров в области метрологического обеспечения качества продукции.

Отдел технического контроля (ОТК) осуществляет входной, пооперационный и приемочный контроль качества продукции, контроль соблюдения технологической дисциплины, контроль соблюдения правил хранения и транспортировки изготовленной продукции и поступающих сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Проводит приемочные испытания опытных образцов и первых промышленных серий, типовые и периодические испытания продукции, выявляет и анализирует причины брака, контролирует мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в разработке мероприятий по повышению качества продукции, в работе аттестационных комиссий, в подготовке и проведении дней качества, в подготовке и повышении квалификации кадров, анализирует состояние метрологического обеспечения и устанавливает рациональную номенклатуру измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, выбирает средства измерений и устанавливает рациональную номенклатуру применяемых на предприятии средств измерений и поверки, проверяет соблюдение технологической дисциплины.

Производственно-технический отдел (ПТО) совместно с цехами основного производства организует непрерывное оперативно-производственное планирование и диспетчеризацию производства для обеспечения ритмичной работы предприятия и его подразделений, участвует в работе по обеспечению стабильного запланированного уровня качества продукции, в решении задач по обновлению ее ассортимента, совместно с другими подразделениями участвует в поддержании технологической дисциплины, в проведении технологической подготовки производства.

Отдел главного механика (ОГМ) и Отдел главного энергетика (ОГЭ) обеспечивают стабильный уровень качества продукции поддержанием необходимой точности технологического оборудования, совместно с другими подразделениями выполняют функции технологической подготовки производства.

Отдел капитального строительства (ОКС) участвует в технологической подготовке производства по обеспечению необходимым оборудованием.

Планово-экономический отдел (ПЭО) выполняет работу по планированию повышения качества продукции и эффективности производства, оценке технико-экономической эффективности разработки и внедрения мероприятий КС УКП. Проводит работу по оперативному планированию изменения номенклатуры выпускаемой продукции в зависимости от наличия сырья, материалов, комплектующих изделий и др. видов ресурсов.

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) выполняет работу по материально-техническому обеспечению предприятия и его цехов сырьем, материалами, полуфабрикатами, технологическим оборудованием, средствами измерений и контроля, а также др. материальными ресурсами необходимого качества и ассортимента.

Отдел сбыта (ОС) и эксплуатационно-ремонтные службы совместно со специализированными подразделениями по хранению готовой продукции организуют хранение, транспортировку, эксплуатацию и ремонт с целью поддержания необходимого качества продукции и осуществляют внешние связи предприятия.

Отдел труда и зарплаты (ОТиЗ) нормирует труд, совместно с Отделом научной организации труда и управления (ОНОТиУ) и подразделениями предприятия осуществляет организацию бездефектного труда, стимулирование повышения качества продукции, совершенствование организации трудовой деятельности.

Отдел кадров (ОК) совместно с Отделом технических средств обучения (ОТСО) и подразделениями предприятия проводит работу по рациональному распределению трудовых ресурсов, участвует в организации и проведении работ по профотбору, профориентации, укреплению производственной и трудовой дисциплины, организации подготовки и повышения квалификации кадров по управлению качеством.

Отдел научно-технической информации (ОНТИ) обеспечивает службы предприятия необходимой для деятельности информацией о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, участвует совместно с другими подразделениями предприятия в организации изучения и распространения передового опыта в области качества продукции и управления им.

Вычислительный центр (ВЦ) осуществляет сбор и обработку информации о качестве продукции и о качестве труда, выдают необходимую информацию подразделениям предприятия и участвует совместно с ними в подготовке и принятии управленческих решений.

Юридический отдел (Юо) (договорно-претензионаая служба) выполняет функцию правового обеспечения управления качества продукции.

Отдел стандартизации (ОСт) участвует в разработке НТД по КС УКП, формирует фонд стандартов предприятия по управлению качеством продукции.

Отдел управления качеством (ОУК) осуществляет координацию деятельности подразделений предприятия по выполнению функций управления качеством продукции, осуществляет или организует анализ накапливаемой информации о качестве продукции и о причинах дефектов, осуществляет подготовку управленческих решений руководителей предприятия, направленных на повышение качества продукции, организует деятельность по совершенствованию КС УКП.

На крупных предприятиях специализированный ОУК осуществляет координацию выполнения следующих работ:

-         установление целей и задач управления качеством;

-         разработку программ и планов развития предприятия в области повышения качества;

-         совершенствование хозяйственных механизмов и организационной структуры управления качеством, модернизацию и автоматизацию КС УКП;

-         разработку методов стимулирования качества труда;

-         разработку методов и проведение анализа, оценки и аттестации продукции, производственных и управляющих процессов;

-         разработку и совершенствование методов и средств измерений и контроля качества;

-         разработку методов и внедрение опережающей стандартизации;

-         разработку и внедрение методов повышения надежности изделий;

-         прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества продукции с учетом конкретных сфер потребления (эксплуатации);

-         планирование, организацию и учет результатов деятельности по разработке и постановке продукции на производство, технологической подготовке производства, обеспечению качества заказываемого и получаемого оборудования, комплектующих изделий, сырья, материалов и т.д.;

-         гарантийное обслуживание;

-         оперативное управление качеством процессов проектирования и изготовления;

-         обучение кадров и др.

 

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

Hosted by uCoz