Тема: CRM (Customer Relationships Management – Управление взаимоотношениями с клиентами)

1.         Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) 1

2.         Исторические корни  2

3.         Пирамида ценностей в эпоху CRM    2

4.         Цели, процессы, структура  4

5.         Обзор CRM-решений в России  6

6.         Ссылки по теме  15

7.         Сайты основных разработчиков CRM    15

8.         Разработка стратегии CRM    16

1.                  Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)

По терминологии Gartner Group, управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) – это бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов. Действуя в рамках этой стратегии, компания собирает, хранит и анализирует информацию о своих клиентах на всех стадиях развития отношений с ними, используя полученные знания в интересах своего бизнеса и формируя отношения с клиентами на взаимовыгодной основе. Применение стратегии CRM позволяет правильно строить отношения с каждым клиентом, что помогает привлекать новых клиентов и удерживать имеющихся. Все это положительно отражается на конкурентоспособности компании и ее финансовых результатах.

CRM (Customer Relationship Management – Управление взаимоотношениями с клиентами) это НЕ программный продукт и НЕ технология. Это даже НЕ набор продуктов. CRM – это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес стратегия, ядром которой является "клиенто-ориентированный" подход.

Эта стратегия основана на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях его жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из нее знания и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними.

Результатом применения стратегии является повышение конкурентоспособности компании и увеличение прибыли, так как правильно построенные отношения, основанные на персональном подходе к каждому клиенту, позволяют привлекать новых клиентов и помогают удержать старых.

ERP системы появились, когда на первое место ставился продукт и бизнес-процессы, обеспечивающие его производство, то есть учет, контроль и распределение считались основными. Это была эра автоматизации "бэк-офиса".

CRM системы стали нужны на высоко конкурентном рынке, где в фокусе стоит клиент. Главная задача CRM систем – повышение эффективности бизнес процессов, сосредоточенных во "фронт-офисе", направленных на привлечение и удержание клиентов – в маркетинге, продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом.

На уровне технологий CRM – это набор приложений, связанных единой бизнес-логикой и интегрированных в корпоративную информационную среду компании (часто в виде надстройки над ERP) на основе единой базы данных. Специальное программное обеспечение позволяет провести автоматизацию соответствующих бизнес-процессов в маркетинге, продажах и обслуживании. Как результат, компания может обратиться к "нужному" заказчику в "правильный" момент времени, с наиболее эффективным предложением и по наиболее удобному заказчику каналу взаимодействия.

На практике интегрированная система CRM обеспечивает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами. С этой точки зрения назначение CRM – исправить ситуацию, когда отделы маркетинга, продаж и сервиса действуют независимо друг от друга, причем их видение заказчика часто не совпадает, а действия несогласованны.

С точки зрения управления бизнесом эффект от внедрения CRM проявляется в том, что процесс принятия решения за счет автоматизации переносится на более низкий уровень и унифицируется. За счет этого повышается скорость реакции на запросы, растет скорость оборота средств и снижаются издержки.

Наконец, CRM включает себя идеологию и технологии создания истории взаимоотношений клиента и фирмы, что позволяет более четко планировать бизнес и повышать его устойчивость.

Цифры и факты:

2.                  Исторические корни

Базовая концепция CRM (фокус не на продукте, а на клиенте + персонализация) уходит корнями в прошлое.

Классический пример: когда супермаркетов не было, то основная масса товаров продавалась через множество маленьких магазинчиков. Окрестные жители покупали там все самое необходимое, не утруждая себя поездками за продуктами в город. Хозяин магазина знал всех своих клиентов, которые жили в по соседству, в лицо и по имени. Знал их нужды, привычки, вкусы, финансовое состояние, факты личной жизни и т.д. Он знал кто, когда и зачем придет. И все знали его. Бизнес строился на лояльности этих постоянных покупателей. Сейчас это бы назвали персонализацией.

Потом наступила эра потребления. Выросли супермаркеты. Массовый продукт. Массовый покупатель. Все – качественно. Все – красиво. Продается на каждом углу. Но – безлико. О персонализации – забыли. Ведь нельзя приставить к каждому покупателю по продавцу. А хочется.

В эпоху конкуренции качество товара везде примерно одинаково. Норма прибыли – упала. Единственный способ выжить в конкурентной борьбе выделиться среди остальных продавцов товаров и услуг, предложить продукт каждому клиенту персонально, с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей.

И тут оказалось, что на современном уровне развития компьютерных технологий можно “вернуться к прошлому” и обеспечить персонализацию даже в массовых продажах. Хозяин магазина раньше хранил в голове информацию о ста своих клиентах. База данных может сохранить и обработать сто тысяч. И предложить каждому именно то, к чему он привык, и что может захотеть.

3.                  Пирамида ценностей в эпоху CRM

Таким образом, сейчас заметно сместились акценты. Если раньше клиент получал представление о компании на основании ее продукта, то теперь он строит свое отношение к компании в целом – как партнеру, с которым он взаимодействует по разным каналам – от телефонного звонка, до Интернета и личного визита. При этом запросы потребителей стали значительно более дифференцированными, а формы взаимодействия персонализированными (рисунок 1).

Рисунок 1 – Характеристика форм взаимодействия с клиентом

 

Кроме того, изменилась пирамида ценностей. Типичная стратегия производителя в индустриальной экономике была нацелена на удовлетворение клиента и строилась, исходя из следующей "пирамиды" мотивов (рисунок 2):

 

Рисунок 2 – Пирамида мотивов в индустриальной экономике

 

В эпоху электронной, "новой" экономики высшая цель – лояльность, причем взаимная – не только клиент лоялен к компании, но и компания лояльна к клиенту). От достигнутого уровня удовлетворения строится новая пирамида (рисунок 3):

 

Рисунок 3 – Пирамида мотивов «новой» экономики

 

В рамках "второй" пирамиды задача CRM – охватить ВСЕ каналы и точки контакта с клиентами и согласовать их, чтобы была единая методика и техника общения. Каждый контакт должен работать на привлечение покупателя! Клиент хочет быть обслуженным с одинаковым качеством независимо от канала взаимодействия, и получить быстрый профессиональный отклик! Информация, доставляемая клиенту по его запросу, должна быть точной, полной и последовательной. Не должно быть разных ответов на одни и те же вопросы от разных представителей компании.

Таким образом, пришло понимание, что клиентская базаэто важнейший актив компании, которым надо тщательно и эффективно управлять. "Выращивание" клиента рассматривается как необходимое условие для успешной работы как с текущим, так и с перспективным клиентом. Интересно отметить, что цена является далеко не решающим фактором в воспитании лояльности и при совершении повторных покупок. Например, исследование, проведенное компанией DELL, показало, что мотивы, приведшие к повторной покупке через их он-лайн магазин, расположились в следующем порядке:

  1. качество обслуживания;
  2. доставка заказа в срок;
  3. возможность доставки в любое место;
  4. легкость оформления заказа;
  5. широкий выбор продукции у компании;
  6. доступ к полной информации по всем продуктам;
  7. удобная система навигации по сайту;
  8. цена.

Таким образом, инвестиции в технологии работы с существующими клиентами прямо влияют на их лояльность, а значит, на эффективность и устойчивость бизнеса. С точки зрения денег лояльность приводит к следующим результатам:

Таким образом, концепция CRM весьма многогранна. Хотя отдельные ее элементы культивировались и раньше (например, уже давно делается акцент на обеспечении наивысшего качества продукта и сервиса) сами по себе они не достаточны. Ведь даже качественный сервис не обязательно персонализирован. Мы все равно работаем со “средней температурой по больнице”. Пусть и высокой.

Суть же концепции CRM в том, что наиболее желанный и прибыльный клиент имеет право на первоочередное и эксклюзивное обслуживание. Кроме того, концепция CRM ориентирует компанию на длительные взаимоотношения с клиентом. В частности, клиент, пусть понемногу, но регулярно потребляющий продукт или услугу в течение длительного периода времени, обычно более выгоден для компании, чем "залетный" заказчик, сделавший пусть и большой, но случайный заказ. Первый вправе рассчитывать на лучший сервис и на большие скидки.

Наконец, суть CRM в том, чтобы учиться у своего клиента, иметь обратную связь и работать так, как клиент хочет. Суть в том, чтобы сейчас мало сказать клиенту: “Мы здесь”. Надо сказать: “Мы здесь для тебя, и работаем здесь для тебя и даем тебе то, что ценно для тебя, предугадывая то, что ты хочешь”.

4.                  Цели, процессы, структура

Функциональность CRM охватывает маркетинг, продажи и сервис, что соответствуют стадиям привлечения клиента, самого акта совершения сделки (транзакция) и послепродажного обслуживания, то есть все те точки контакта, где осуществляется взаимодействие предприятия с клиентом.

В начале 90-х годов, когда CRM еще не оформилась как единая концепция, тем не менее уже существовал набор кирпичиков, развитие которых и привело к тому, что мы видим сегодня, а именно:

Лишь в 90-х годах все указанные системы были интегрированы в одно целое в рамках концепции CRM. Например, при проведении маркетинговых кампаний необходимо обеспечить обмен информацией, используемой отделом маркетинга и отделом продаж, для того, чтобы этот процесс был эффективным и оптимальным. При этом может использоваться автоматическое распределение списка потенциальных клиентов между торговыми агентами, или автоматическое назначение заданий сотрудникам отдела продаж.

Поэтому практически любое программное обеспечение CRM имеет соответствующие модули (маркетинг, продажи, поддержка и сервис). Однако абсолютно универсального решения нет. Каждый программный продукт имеет свои сильные и слабые стороны и обладает наилучшей функциональностью и эффективностью обычно в одной из этих областей. Поэтому компания, в которой внедряется CRM, должна выделить первоочередные направления автоматизации и начать с них, постепенно достраивая всю систему.

Соответственно, CRM должна предусматривать средства ввода информации в единую базу данных (как служащими компании, так и самим клиентом, например, через WEB-фсайт при регистрации или покупке), причем данные должны централизованно обновляться при каждом новом контакте.

Следующим уровнем являются средства обработки данных (ранжирование, кластеризация, агрегирование, визуализация и т.д.). Наконец, средства доступа ко всей информации – как входной, так и выходной всеми подразделениями компании. При этом торговому агенту может понадобиться, например, история покупок клиента и прогноз его предпочтений – что можно предложить ему в следующий раз, в то время как для отдела маркетинга, например, нужен анализ целевых групп. То есть CRM допускает разную форму представления информации для разных целей и разных подразделений.

На рисунке 4 показана упрощенная структура информационных процессов в рамках CRM.

 

Рисунок 4 – Цикл информационных процессов с CRM

 

Важно отметить, что с ростом детализации информации и ее ценности с точки зрения анализа, растет ее стоимость, сложность, формализуемость и изменчивость. Например – гео- и демографические характеристики – относительно стабильны, но уже давно изучены. Тогда как история персональных транзакций, в том числе финансовых, история контактов, предпочтения, позволяющие построить профиль клиента и предсказать его поведение, добываются с трудом, обычно в интерактивном режиме, требуют времени накопления и находятся в постоянной динамике.

Итак, можно выделить 3 основных цели использования CRM систем:

При этом результаты аналитического использования CRM выходят за рамки собственно CRM. Например, анализ времени и затрат на цикл продаж, на разных этапах и фазах продаж позволяет проводить оптимизацию сокращения издержек. Выявление приоритетных клиентов по разным критериям (доход/затраты) позволяет повысить доходность работы каналов сбыта. Выявление типичных проблем/запросов, выработка типичной реакции на них позволяет минимизировать время реакции работника (а значит, опять же сократить затраты – ведь за телефон компания платит!). Анализ каналов продаж позволяет выявить проблемные отделы и бизнес-процессы, понять, на каких каналах надо сосредоточить усилия, как провести реструктуризацию проблемной области (департамента) и т.д.

В таблице 1 систематизированы мнения опрошенных экспертов о приоритетных отраслях с точки зрения спроса на CRM.

 

Таблица 1 – В каких отраслях наблюдается наибольший спрос на CRM-решения

Эксперт

Приоритетные отрасли

Санал Ушанов, менеджер московского офиса Accenture

Банки и страховые компании, телекоммуникационные компании, компании розничной торговли

Павел Черкашин, президент компании Sputnik Labs

Финансы, страхование, телекоммуникации, торговля, дистрибуция

Роман Самохвалов, менеджер по развитию бизнеса Oracle

В банковской сфере, страховых компаниях, телекоммуникациях, индустрии высоких технологий (производство и продажа компьютеров и программного обеспечения, системная интеграция), торговых и дистрибуторских компаниях, больших мультинациональных корпорациях.

Сергей Чернов, эксперт-аналитик Аналитического центра корпорации “Парус”

На предприятия торговли, сервисного обслуживания бытовой техники или автомобилей, компании, предоставляющие услуги связи, туризма, перевозок, производящие и поставляющие различного рода системы автоматизации

Сергей Асланян, директор консалтингового департамента компании Actis Systems

Банковский сектор, телекоммуникационные, высокотехнологичные и фармацевтические компании, потенциальными пользователями являются практически все компании, продающие продукцию серийного производства.

Александр Якунин, генеральный директор Navision CIS

В оптовой/розничной торговле, телекоммуникациях, банковском и финансовом секторе

Анатолий Левиков, руководитель практики CRM, отделения корпоративных систем управления, IBS

Финансы (банки и страховые организации), а также телекоммуникации. В мире большой спрос на CRM-системы наблюдается также со стороны авто дилеров, производителей фармакологической продукции и компьютерной техники

Марина Аншина, Руководитель группы разработок и системной поддержки TopS

Телекоммуникации

Борис Харас, Старший менеджер PricewaterhouseCoopers

Телекоммуникации, финансовые услуги, торговля и дистрибуция

Максим Филамофитский, технический директор РосБизнесКонсалтинг

Телекоммуникационные компании, банки, инвестиционные компании

Александр Скороходов, исполнительный директор “Банковского Производственного Центра”.

Финансы (банки и страховые организации), телекоммуникации.

Максим Соловьев, менеджер по продажам компании Avaya Communications.

Страховые компании и банки

5.                  Обзор CRM-решений в России

Если на западном рынке количество CRM-систем измеряется сотнями, то в России представлен довольно узкий спектр решений, в основном крупных поставщиков, давно предлагающих свои ERP-системы. В то же время, количество отечественных разработчиков СRM увеличивается почти что каждый месяц. Таким образом, перед российским покупателем уже стоит проблемы выбора из двух десятков систем. Правда, между собой решения кардинально различаются, так как нацелены на разные сегменты.

По мнению экспертов хорошие шансы в области сложных интегрированных решений, включающих CRM как один из блоков, имеют SAP и Oracle – и те, и другие объявили CRM одним из основных приоритетов на этот год в развитии бизнеса. Кроме этого, обе компании имеют прочные позиции на рынке. Серьезную активность в области CRM развернули поставщики “железа” – Cisco, Avaya, ориентируясь в первую очередь на call-centers.

Решения компании Siebel, мирового лидера в области CRM, пришли в России благодаря усилиям российских компаний, однако сам Siebel не заинтересован в России как потенциальном рынке. Ожидается, что полностью локализованная версия поступит на рынок только в течение нескольких лет. Пока внедрения данного продукта, которые уже реально есть в России, сопряжены с большими языковыми проблемами для персонала.

Решения, представленные в России, имеют весьма существенные различия и в методологии. Так, российские разработчики настаивают, что их приложения лучше учитывают отличия местного рынка, хотя и имеют меньше опыта по работе с большим количеством клиентов.

На данный момент в России почти не представлены специализированные CRM-пакеты отраслевого характера – фармацевтика, банковский и страховой сектор, туризм и т.п. Хотя на Западе такие решения очень популярны, так как если вы покупаете универсальную разработку ее еще нужно существенно дорабатывать, приводя к специализированным потребностям. А это связано с лишними затратами на внедрение, обучение персонала, что не желательно. И в любом случае ведет к потере времени, это особенно важно для компаний которые работают в отраслях, где сильно сказывается сезонные колебания (туризм, риэлтеры и др).

Как собирались данные для данного исследования. Из открытых источников – прессы, Интернета, личных бесед с экспертами – был составлен список всех поставщиков CRM, как российских, так и зарубежных. Были отобраны только те, кто имеет партнера или представительство в России. Вместе с отечественными разработчиками в список попало около 20 компаний. Позже список уточнялся.

Всем было разослано электронное сообщение с анкетой и крайний срок заполнения. После чего по телефону уточнялись ответы и собирался дополнительный материал по данному решению – по отзывам клиентов, информации на сайте, прессы, мнения экспертов. Полученная информация тщательно анализировалась и структурировалась.

Отметим, что приведенное ниже исследование нельзя считать законченным, каждый день появляются новые решения и все больше компаний заявляют о предоставлении комплекса услуг по внедрению и сопровождению CRM-решений. В процессе проведения исследования мы встретились с десятками компаний, многие из которых планируют активно выходить на этот рынок.

Теперь предлагаем вам полнее взглянуть на таблицу 2 и тщательно ее изучить.

 

Таблица 2

Название компании

Название продукта

Дата выпуска (продукта)

Количество проданных копий, клиенты

Возможность ASP

Масштабируемость (минимальное, максимальное количество пользователей)

Поддержка PDA

Oracle Corporation

Oracle E-Business Suite (вкл ERP, CRM и В2В)

Май 2000 г

>1 000 клиентов в мире (включая предыдущие версии CRM), версия 11i- около 400

Да (100% Интернет-архитектура)

5-7000 (реальное внедрение в Oracle), планируются внедрения до 20000 пользователей

Да, Palm Pilot

Группа компаний "Альфа Интегратор – БААН Евразия"

InvensysCRM

С 1990 г текущая версия (4 2) выпущена в декабре 2000 года

В мире – более 700 установок в России установок пока нет ABB Components, ABB Robotics, Bang & Olufsen, EDS, GSX (GE Information Systems), Lanier, RMC, UNU, Barco and Venzon

Да

Минимальное – 1, максимальное – не ограничено

Да

Sputnik Labs

SalesLogix, производитель – Interact Commerce Corp , www.saleslogix. com

Первая версия -1997 год, Текущая версия -SalesLogix net (SalesLogix version 5 0) – январь 2001

Более 3500 клиентов в 67 странах, количество проданных лицензий измеряется сотнями тысяч, среди клиентов – British Airways, Deutsche Bank Dow Jones, Ericsson, Hewlett Packard В России существует реализованный проект (ЗАО Комстар) – модуль SalesLogix Sales в продуктивной эксплуатации с февраля 2000 года, модуль SalesLogix Support внедряется

Да, через партнеров (Delinea Corporation, ScionASP)

Технических ограничений нет (существуют конфигурации от 1 до 1000 пользователей), поставка лицензий – от 10 пользователей

Да, Palm Pilot

000 "ИБС"

Siebel System eBusiness 2000 ММЕ

2000 г

 

Да

Минимальное – 1, максимальное – не ограничено

Да, Palm Pilot Organizer

Электронные Автоматизи-
рованные системы и коммуникации

Intelligent CRM Suite (производитель Computer Associates www.ca.com)

Октябрь 2000 г

 

Да

От 1 до 13500

Любые устройства с Интернет-доступом, в том числе WAP

"ЭпикРус" (до ноября 2000 года -Platinum Software)

Clientele

 

Более 3000, включая British American Tobacco Industries Nestle SA, American Express Times Mirror Magazines, Walt Disney Среди компаний, действующих в России, можно назвать Mary Key, Karl Storz и др.

-

Число одновременно работающих пользователей может достигать 500

-

АйТи

UCI (Unified Customer Interaction) – производитель Altitude Software

Последняя версия 6 1 Июнь 2001 г

300 инсталляций системы в Европе (ABN AMRO Bank – Нидерланды Mobitai Communications – Тайвань, NSB Railway Norway – Норвегия)

Нет

3 – 200 (возможно, больше)

Да

Actis Systems

SalesLogix.NET

Последний релиз – март 2001 г

Более 3500 клиентов по всему миру

Да

Минимальное – 1, максимальное – не ограничено. На сегодняшний день известны инсталляции на несколько тысяч пользователей.

Да, Palm OS и Windows СЕ совместимы устройства

ТопС LTD CRM-решения на основе продуктов компании Remedy Inc.

Системы поддержки заказчика Управление контактами с клиентами

2000-2001 гг.

МТУ Интел (10 лицензий), МКС (18 лицензий), ТопС (10 лицензий)

Да

3 – 20000

Да – Palm Pilot

ЛАНИТ

Модуль Менеджер-контактов системы Navision Financial

1996 г

 

Нет

1 – 300

-

Корпорация "Парус"

Управление деловыми процессами / ПАРУС-Клиент

Октябрь 1999 г

5 внедрений, в том числе ЛУКойл

Да

5 – 100

Нет

Про-Инвест-ИТ

Sales Expert

В продажу поступил весной 2000 года, версия 1 4 вышла в мае 2001 года

Более 200 ЛУКойл, АО 'Хьюлетт-Паккард', Promo ru, Rainbow Technologies, ИД "Экономическая газета' (АКДИ 'Экономика и жизнь'), 'Гарант-парк1

Нет

Не ограничено

Нет

КонСи

КонСи- МАРКЕТИНГ КонСи- ЦЕНОВОЙ МОНИТОРИНГ

Первая версия 1992 г Последняя – осень 2000 г.

Более 50, в том числе Казанский вертолетный завод, Пермская печатная фабрика Гознака, Иркутсккабель, Костромакабель и др.

Нет

В рамках возможностей MS-Access

-

Интернет- компания Бмикро

Клиент- Коммуникатор

Декабрь 1999 г.

50

Нет

3 – 300

Нет

 

Название компании

C
o
n
t
a
c
t

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

A
c
c
o
u
n
t

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

S
a
l
e
s

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

T
i
m
e

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

C
u
s
t
o
m
e
r

S
e
r
v
i
c
e

F
i
e
l
d

F
o
r
c
e

A
u
t
o
m
a
t
i
o
n

T
e
l
e
m
a
r
k
e
t
i
n
g
/
t
e
l
e
s
a
l
e
s

M
a
r
k
e
t
i
n
g

L
e
a
d

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

P
M
R

K
n
o
w
l
e
d
g
e

M
a
n
a
g
e
m
e
n
t

e
-
B
u
s
i
n
e
s
s

B
u
s
i
n
e
s
s

I
n
t
e
l
l
i
g
e
n
c
e

U
s
e
r

s
u
p
p
o
r
t

Oracle Corporation

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Группа компаний "Альфа Интегратор – БААН Евразия"

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Sputnik Labs

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

000 "ИБС"

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Электронные Автоматизированные системы и коммуникации

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

"ЭпикРус" (до ноября 2000 года -Platinum Software)

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АйТи

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Actis Systems

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Дя

Да

Да

Да

ТопС LTD CRM-решения на основе продуктов компании Remedy Inc.

Да

Нет, но мож-
но сде-
лать

Нет, но мож-
но сде-
лать

Нет, но мож-
но сде-
лать

Да

Нет, но мож-
но сде-
лать

Нет, но мож-
но сде-
лать

Да

Да

Нет, но мож-
но сде-
лать

Да

Нет, но мож-
но сде-
лать

Нет, но мож-
но сде-
лать

Да

ЛАНИТ

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Корпорация "Парус"

Да

Да

Да

Да

Да (кроме CTI)

Да

Да (кроме CTI)

Да

Да

Да

Дя

Дя

Да

Да (кроме CTI)

Про-Инвест-ИТ

Да

Да

Да

Да (час-
тич-
но)

Да

-

Да

Да

-

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

КонСи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-компания Бмикро

Да

Да

Да

Да

Да

-

Да

Да

Да

Нет

Дя

Нет

-

Да

 

Название компании

Сильные стороны (по мнению самих компаний)

Поддержка, платно/бесплатно (документация на русском, техническая поддержка по телефону, e-mail, дополнительное обучение, книги и т п )

Язык интерфейса; поддержка других языков

Другое

Oracle Corporation

Полная поддержка функциональности CRM (см. выше) при условии модульности, согласованные каналы взаимодействия с клиентами, Интернет-архитектура (= низкая стоимость владения), интегрированное CRM+ERP решение (полное представление о клиентах и отсутствие огромных затрат на интеграцию), мощные средства бизнес-анализа.

Бесплатно – документация в электронном виде, платно – техническая поддержка по телефону, e-mail, доступ к Web-сайту с технической информацией, обучение, услуги по внедрению

28 языков, русский – в процессе перевода

Финансовая стабильность поставщика, наличие офиса в Москве, огромные инвестиции в продукт (1300 разработчиков CRM-системы), широкая сеть партнеров в России

Группа компаний "Альфа Интегратор – БААН Евразия"

Проверенное временем решение (более 11 лет на рынке). Модульная архитектура, быстрый цикл внедрения (3 месяца). Интеграция с ERP-системами BAAN IV / V. Интеграция с системами электронной коммерции (BAAN E-Enterprise). Ведение данных клиента начиная с момента его привлечения (маркетинговые акции). Наличие web-интерфейса пользователя. Используется внутри самой компании-производителя ПО. Ориентация на технологии Microsoft.

Бесплатно – документация на русском платно – техническая поддержка (телефон, e-mail, Web) обучение, консалтинговые услуги

Английский, немецкий, французский, голландский, русский

Содержит типовые шаблоны ответов на вопросы клиентов, поддерживает динамические списки предпочтений Развитая система отчетности (внутренняя и внешняя) Средства настройки имеющихся и разработки новых приложений.

Sputnik Labs

Лидер по продажам в сегменте Mid-Market, наилучший для российского рынка показатель цена/качество, наиболее полная среди аналогичных систем функциональность, охват всех стадий жизненного цикла клиента, взаимодействие с партнерами, возможность полноценной работы с использованием web, включая взаимодействие с партнерами. Быстрое внедрение (1-3 месяца), открытость (простота интеграции с другими информационными системами, возможность проведения пользовательских настроек, изменения интерфейса, дополнения функциональности своими силами)

Стандартно – круглосуточная onlme-поддержка, горячая линия по телефону, факсу, e-mail, бесплатное обновление релизов в пределах текущей версии, поставка сервис-паков Цена – 20% от стоимости ПО Дополнительно – расширенные сервисные программы, многоуровневое обучение

Стандартные поставки ПО – с интерфейсом на английском и ряде европейских языков Поддержка русского, возможность создания экранных форм на русском

Уникальный инструментарий автоматических процессов с интуитивно понятным графическим интерфейсом.

000 "ИБС"

Единое приложение для работы всех сотрудников компании (продавцы, поддержка, маркетинг), масштабируемость (возможность апгрейда до Enterprise наличие отраслевых решений, поддержка Сервисных Соглашений (SLA) управление проектами Workflow Managment, интеллектуальная система маршру тизации заявок, потенциальных сделок и т д , визуальное представление оргструк-туры клиента TAS (Target Accounting Selling), Strategic Selling, легкая доработка под конкретного заказчика Разграничение доступа до уровня отдельных записей. Удобный интерфейс.

Платно – техническая поддержка по телефону, e-mail, обучение

Английский, русский, испанский, французский, немецкий

Типовые шаблоны для документов (Word, Excel ит д) Большое количество преднастро-енных отчетов Тонкий клиент Возможность удаленной синхронизации и работы в рамках холдинговой структуры

Электронные Автоматизированные системы и коммуникации

Высокомасштабируемое решение с широчайшими возможностями интеграции и автоматизации Удобный самонастраивающийся доступ к нужной информации, как для клиентов, так и для персонала Патентованная система "искусственного интеллекта" для автоматических упреждающих реакций на технические или бизнеспроблемы Состоит из отдельных продуктов, что позволяет выбрать только то, что подходит покупателю по функционалу и цене.

Первый год бесплатно (включена в цену), платно – дополнительное обучение

Английский. Другие – встроенная возможность локализации

 

"ЭпикРус" (до ноября 2000 года -Platinum Software)

 

 

Русский, английский

 

АйТи

Решение реализовано по принципу "тонкого клиента" Передача голосовых сообщений и сессий между агентами Надежная работа даже при пиковых нагрузках Открытая архитектура с возможностью поддержки различных аппаратных платформ Возможность гибкой настройки под конкретные требования заказчика.

Техническая документация – бесплатно, остальная поддержка – платно

Сегодня – английский, в ближайшее время АйТи планирует приступить к локализации системы для отечественных пользователей

Возможно получение большого количества бизнес-отчетов о взаимодействии с клиентом, его запросах и бизнес-активности, Предлагаются механизмы интеграции с биллинговыми системами, системами электронной коммерции и финансовыми приложениями, позволяющие получить наглядное представление о работе с заказчиком на уровне всей компании.

Actis Systems

Возможность гибкой индивидуальной настройки для каждого клиента, являясь интегрированным пакетам, система способна решать очень широкий спектр задач легко интегрируется с различными приложениями, имеет низкую стоимость владения, большое число инсталляций по всему миру гарантирует высокое качество и надежность этой системы допускает разноуровневый доступ к информации – LAN, Web или Wireless нацелена на обеспечение быстрой окупаемости (возврата инвестиций)

Гарантия – 6 мес – бесплатно Техническая поддержка – 10% от стоимости лицензий.

Основной язык продукта английский Возможна быстрая локализация продукта практически на любой язык

 

ТопС LTD CRM-решения на основе продуктов компании Remedy Inc.

Гибкость, масштабируемость, надежность, многоплатформенность, большие возможности интеграции, открытость, соответствие стандартам, быстрота внедрения (несколько месяцев)

Документация на русском, годовая поддержка входит в стоимость системы, обучение

Английский, русский, французский, немецкий, возможна поддержка любых языков

 

ЛАНИТ

Простота в изучении и использовании для пользователя

Бесплатно – документация на русском Платно – техническая поддержка по телефону, e-mail, обучение

Русский Английский

 

Корпорация "Парус"

Механизмы поддержки принятия решений Комплекс успешно эксплуатируется на базе корпорации 'Парус", включая региональную сеть (по результатам международного конкурса 'Бизнес-Софт' 'горячая линия 'корпорации "Парус1 признана одной из лучших в стране) Механизмы позволяющие расширять и быстро адаптировать ПО под конкретные нужды предприятия Встроенный механизм WorkFlow и DocFlow Бесшовная интеграция с ERP Полнофункциональный WEB-интерфейс

Бесплатно – документация на русском Платно – техническая поддержка по телефону, e-mail, Интернет, обучение

Русский

Встроенный механизм доставки сообщений/уведомлений (почта, GSM, пейд-жинговая связь) Возможность расширения функционала силами собственных 1Т-специалистов предприятия

Про-Инвест-ИТ

Простота в использовании и установке Невысокая цена Постоянное развитие программы Высокая скорость работы Высокая эффективность использования для решения задач организации и управления сбытом и маркетингом

Бесплатно – вся документация, техническая поддержка

Русский Другие – нет.

Проверенное типовое решение для компаний, использующих прямые продажи при работе с клиентами Лучшая CRM-система по версии Бизнес-софт 2001

КонСи

Проверенное решение (много инсталляций), невысокая цена, быстрая скорость внедрения (менее 3 мес ), собирает всю информацию о клиенте и его операциях, предназначена как для внутренних пользователей (организация целевого маркетинга), так и внешних пользователей (получение отчета о состоянии счета, персонифицированной финансовой информации) Есть реальные клиенты, которые работают много лет

Компьютерная обучающая система, мультимедиа, анимированная помощь, книги с методиками

Русский

Полная ориентация на пользователей, владеющих MS Office

Интернет-компания Бмикро

Полная адаптация к любому виду деятельности – произвольное количество видов данных (списков и справочников) + до 1 50 атрибутов на 1 запись, несколько встроенных генераторов отчетов

Бесплатно – документация на русском языке Платно – внедрение + настройка

Русский

Есть специальная анкета внедрения Можем подготовить готовую, настроенную БД для удаленного клиента и переслать ее по e-mail

 

Прокомментирую каждый пункт.

Первые пункты стандартные: название компании – поставщика решения или его представителя в России, полное название продукта и дата выпуска. Также обратите внимание на дату выпуска. Некоторые системы уже давно на рынке, другие, несмотря на молодость, тоже имеют несколько сотен, а иногда и тысяч инсталляций.

Количество проданных копий у всех компаний велико, у западных счет идет на тысячи, у российских производителей – на сотни. Стоит различать число клиентов и количество проданных лицензий (копий), так как один клиент может купить сразу несколько тысяч наименований.

Можно сказать, что все решения уже доказали свои возможности. Другое дело, что не все из них имеют российский вариант и опыт внедрения в России. Большинство иностранных решений еще ни разу не поставлялось к нам в страну.

Если перед вами встанет вопрос выбора подобной системы, советуем обязательно уточнить опыт компании вообще и по CRM-системам в частности.

Что бы ни говорили о преимуществах той или иной системы, цена была, есть и долго еще будет главным критерием выбора. Чаще всего называется цена за одно пользовательское место (лицензию). Но к конечной цене еще необходимо добавить цену за лицензию на сервер, консалтинг, обучение, вычесть скидки за объем. Часть компаний только выводят свои продукты на рынок и еще не имеют четкой ценовой стратегии. Плюс сложность рассчитать конечную стоимость, не имея реального опыта внедрения систем подобного класса. Стоимость решения одного уровня может отличаться на весомую сумму. В данной статье мы не приводим уровень цен, но его можно заказать отдельно (см. в конце статьи).

В Европе и США сейчас получают распространение CRM-решения на базе ASP, то есть возможность содержать систему на стороне. Это позволяет сократить затраты, уменьшить размер инвестиций и, конечно, снять головную боль по решению почти всех технических проблем (безопасность, надежность, электричество, круглосуточная доступность и т. п.).

Насколько нам известно, в России пока ни одна из компаний-поставщиков не предлагает такой возможности. Хотя уже многие системы готовы предложить такие услуги. Как и на многих других направлениях, есть вопрос финансирования и запуска такого проекта, а главное – доверия к ASP. Ведь потерять самое дорогое, что есть у компании, – клиентов, не хочет никто, а доверять в России друг другу не привыкли. Так что вряд ли стоит ожидать появления этой услуги в ближайшее время.

Особым пунктом являются технические требования. Эта статья расходов может стоить не менее самой CRM-сис-темы. Так как требования к технике предъявляются самые высокие – мощные серверы, большой объем дискового пространства, хорошая локальная сеть и канал Интернета.

Важно, какое дополнительное программное обеспечение требует выбранная система – за лицензии БД и некоторых ОС придется платить отдельно, и немало, учитывая большое количество копий, ведь в идеале CRM-система должна стоять у каждого сотрудника. Просто доступ к чужим сегментам будет ограничен. Имеет значение и то, что если вы ставите новую для себя операционную систему или другой софт, то вам придется искать и новый дополнительный персонал. А найти его сейчас уже тяжело. Хороших программистов и системных администраторов в регионах найти почти нереально, кто есть – уже разобраны. Да и в Москве спрос на эти профессии постоянно растет.

Как правило, CRM ставят те компании, которые уже использовали ERP-системы, а следовательно, имеется некая база данных, программное обеспечение, и все это надо сохранить и перевести в новую систему. Здесь уже сложнее. Не все CRM-решения имеют сопряжение с ERP, что может свести на нет все ее преимущества – как функциональные, так и ценовые.

Если компания согласилась инвестировать немалые средства в CRM, то она надеется не только выжить на рынке, но и успешно развиваться. А следовательно, рано или поздно ей понадобится большее количество пользователей. Возможен вариант, что сразу нет денег, чтобы обеспечить все рабочие места доступом к системе, однако со временем в этом возникнет необходимость и появятся инвестиции.

Современные системы позволяют чаще всего начать работу даже с одного рабочего места и довести до нескольких тысяч, а то и десятков тысяч. Это упомянули все компании. Разница в том, что некоторые системы уже имеют реальный опыт внедрения и работы в подобном масштабе, другие отмечают лишь теоретическую возможность такого масштабирования.

Когда сотрудник компании в командировке или просто не на рабочем месте, ему все равно может понадобиться информация из системы. Если вы потратились на внедрение и установку, то надо использовать все преимущества CRM и на расстоянии. Тем более что это не так сложно, можно получить доступ через стандартный web-браузер в Интернете или при помощи какого-либо мобильного устройства (PDA). Его стоимость на порядок меньше, чем, например, ноутбука.

Скажем, вы идете на встречу с клиентами или партнерами в другом городе (стране), и даже на ходу в машине или аэропорту можно получить все необходимые данные по PDA. А при использовании Сети в гостинице могут возникнуть проблемы с клавиатурой и кодировкой (нет кириллицы).

Этот пункт стоит изучить особо. Здесь представлены все возможности системы. Используемая классификация западная, поэтому и название модулей оставлено на английском (расшифровка ниже). В то же время внутри системы функции могут быть распределены по-другому и даже называться не так. CRM – молодое направление, и терминология еще не успела до конца сформироваться.

Все модули очень тесно взаимосвязаны, и вы легко можете перейти к работе с одного на другой, часто при этом даже не заметив перехода (грубо говоря, как гиперссылки в Интернете или как переключение функций в текстовом редакторе). Классификация сделана больше для систематизации возможностей CRM-систем.

Для иллюстрации возможностей приведем мнение одного из пользователей CRM-системы "ЭпикРус" Сергея Канева, главы московского представительства ВСС (системная интеграция): "Каждая компания, которая работает с клиентом, должна иметь инструмент для структуризации этой работы. поскольку любая клиентская база является нематериальным активом, Clientele предлагает алгоритм работы с клиентом.

Кроме того, она помогает накапливать информацию по истории взаимоотношений с клиентами, что является сильной поддержкой продаж. Например, если есть успешная продажа клиенту в Питере, то есть вероятность продажи филиалу этого же клиента в Краснодаре. Так как у ВСС менеджеры работают в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре, то теперь любой менеджер может посмотреть историю продаж клиенту в других городах и овладеть более полной информацией.

Компания ВСС использует Clientele по двум направлениям: и продажи, и сервисное обслуживание. В целом можно сказать, что CRM-система – это в первую очередь алгоритм работы с клиентом и инструмент для обобщения информации.

Раньше каждый менеджер имел информацию только по своему региону, с его региональной спецификой. Сейчас он предоставляет эту информацию другим менеджерам и в свою очередь получает информацию по другим регионам. Многие ситуации, которые требовали раньше дополнительных совещаний, решаются теперь в автоматическом режиме".

Обычно полезно знать сильные и слабые стороны, тем более что выбор системы CRM может коренным образом изменить работу компании: либо успешно работать, либо потерять время и спешно отрабатывать потраченные деньги.

К сожалению, нельзя оценить слабые стороны данных систем. Для этого нужно как минимум попробовать каждую из них и посмотреть, как работают уже внедренные системы на нескольких предприятиях, особенно если учесть, что все иностранные программы необходимо локализовывать, то есть переводить, подгонять к российской отчетности и т.п. Это займет много времени и средств. А время не ждет. В этом плане российские разработчики имеют некоторые преимущества.

Рассказать о сильных сторонах непросто по тем же причинам. Поэтому рассказ о преимуществах мы доверили самим компаниям, а о слабых, по понятным причинам, спрашивать не стали.

Судя по откликам западных экспертов, внедрение полноценной CRM-системы занимает продолжительный период, в зависимости от системы и от того, чем пользовалась компания от нескольких месяцев до нескольких лет. В любом случае техническая и консалтинговая поддержка будет необходима покупателю долгое время, плюс обучение персонала, подробная документация.

Как видно из таблиц, чаще всего вся поддержка является платной и наверняка составляет весомую часть дохода продавцам. В то же время документация (неизвестно, на русском ли?) входит в стоимость системы. Примечательно, что некоторые отмечают наличие круглосуточной online-поддержки. Например, эту услугу предлагает Sputnik Labs, это может быть особенно важно для региональных клиентов, где разница во времени может достигать 5-9 часов. Клиент получает пароль доступа на сайт поддержки, где может найти ответ на свой вопрос в интеллектуальной базе знаний.

Работать с системой придется не только высококвалифицированному персоналу, но и рядовым "бойцам" компании: от секретаря (кстати, очень важно, как поставлена эта служба и ее взаимоотношения с CRM) до складских управляющих. Поэтому необходимо, чтобы система была простой и на родном для персонала языке. Как это ни печально, но русские версии часто появляются самыми последними, хотя наш рынок тоже весьма интересен и перспективен.

Этот пункт мы включили, чтобы каждая компания смогла еще что-либо дополнить из того, что посчитает необходимым.

В сводной таблице мы собрали всех поставщиков CRM-решений, активно присутствующих на отечественном рынке. Хотя решения очень сильно отличаются и не всегда правильно ставить их в один ряд. Скажем, часто отечественные разработчики позиционируют себя как поставщики решений больше для отдела продаж, нежели для каждого сотрудника компании (хотя это возможно). Так, к примеру, действует "КонСи". Нет нужды покупать сотни копий – нескольких рабочих мест в отделе продаж пока вполне достаточно.

Дорогие западные CRM-системы не только автоматизируют типовые процессы работы с клиентами, но и позволяют лучше настроить систему под потребности конкретного клиента. Поэтому они требуют внедрения и доработки, что ощутимо сказывается на цене. А вот "коробочный" продукт Sales Expert ("Про-Инвест-ИТ"), который можно настроить самостоятельно, стоит всего 1570 долларов на неограниченное количество инсталляций (это сравнимо с ценой за два места у западных систем, чаще всего цена у них колеблется в районе 500-800 долларов за рабочее место). Sales Expert – жесткое, но готовое CRM-решение, задающее четкие правила работы с клиентами. Возможно, заданных функций вам будет вполне достаточно.

Из комплексных российских решений на данный момент можно назвать лишь продукт компании "Парус". Как отметил коммерческий директор "Паруса" Алексей Казарезов, этот продукт около года "обкатывался" внутри корпорации, в работе с региональными партнерами (дилерами, бизнес-партнерами, региональными отделениями и пр.) – для "Паруса" они являются также своего рода клиентами (потребителями его разработок). Например, с помощью нового модуля оперативно собирались (по e-mail) сообщения трех типов: "ошибка", "пожелание", "вопрос (консультация)". Далее они поступали на обработку соответствующим менеджерам, которые их оценивали и передавали в производство (сообщения типа "ошибка" и "пожелание") либо отвечали на вопрос.

Каждое обращение анализировалось и обрабатывалось по соответствующему регламенту; в целом это дало увеличение скорости обработки и исправления ошибок на 30%.

Кроме того, проводились испытания модуля и в области конкретной работы с клиентами: сбор информации о потенциальном заказчике начиная с первого контакта; в базу данных о клиенте заносилась абсолютно вся доступная информация о нем – посещение демозала, вопросы по телефону, выезды менеджеров и многое другое. В результате накапливался серьезный банк данных, содержащий полную историю взаимоотношений с данным клиентом (как организационную, так и финансовую). Разумеется, пополнение информации и сбор обращений, содержащейся в БД модуля, возможны не только с помощью клавиатуры (например, при телефонных или личных контактах), но и посредством электронной почты и Интернета (как в примере с региональными партнерами). При этом клиент может наблюдать за всеми этапами прохождения своего запроса (в зависимости от прав доступа или с помощью специальных уведомлений по e-mail, пейджеру и т. п. – в соответствии с настраиваемым регламентом).

В дальнейшем БД по клиентам может дать много полезной информации. Например, если компания – продавец бытовой техники имеет в своем банке данных информацию о том, какую технику клиент уже приобрел, то при следующей покупке может не только дать соответствующую скидку, но и подобрать модель, оптимально сочетающуюся с уже имеющимся набором. При этом не нужно будет расспрашивать клиента, кроме того, не важно, какой менеджер по продажам вел его ранее.

Эти функции есть и в западных системах, но пока еще очень мало опыта внедрения подобных CRM-решений, поэтому полноценно раскрыть возможности, скрытые в иностранных разработках, мы пока не можем. Часто происходит путаница, что же поставлено клиенту – ERP или CRM? Покупателю и продавцу выгодно сказать, что именно CRM, но реальных примеров – единицы. Кстати, интересные примеры внедрения CRM на Западе можно найти в последней книге Билла Гейтса "Бизнес со скоростью мысли".

 

При чтении сводных таблиц, необходимо учесть следующие пояснения:

Contact Management – ведение расширенной записи по каждому контакту, отдельный профайл по каждому клиенту, ведение историй контактов, организационные диаграммы и возможность собирать клиентов в различные группы и др.

Account Management – ведение информации по контрагентам (в том числе – клиентам, партнерам, агентам, конкурентам). Вся информация, включая историю взаимоотношений, планируемые/ реализованные сделки, контракты, финансовые/ бухгалтерские данные и др.

Sales Management – максимум информации и возможностей, связанных непосредственно с продажей – циклы, статистика, территориальная привязка, генерация отчетов, история продаж и т.д. Взгляд на продажи как на процесс с делением его на стадии и шаги позволяет осуществлять прогнозирование и эффективно управлять продажами.

Time Management – модуль, помогающий скоординировать работу всех подразделений во времени – календарь, перечень задач, также различные модули сопряжения с факсом, электронной почтой и др. средствами связи.

Customer Service – интерактивная поддержка клиентов (Интернет, виртуальные частные сети и др.), возможность клиентам самим получить необходимую инфо, планирование работ с клиентами, статистика обращений, генерация отчетов, учет временных затрат специалистов, возможность оценки стоимости поддержки и проч.

Field Force Automation – возможности групповой работы с клиентами, разделенными по региональным, отраслевым и другим признакам, совместной работы территориально удаленных подразделений.

Telemarketing/telesales – интеграция с call-center, ведению статистики, записи стандартных вопросов и ответов и полноценного использования многих других возможностей средств коммуникаций с клиентами через электронную почту, IP-телефонию и т.д.

Marketing – модуль статистики, планирование и ведение различных маркетинговых акций, контроль отдачи и расчет эффективности, моделирование, вспомогательный (учебный) материал, сегментация потребителей и другое.

Lead Management – Управление отношениями с потенциальными клиентами: сбор первоначальной информации, распределение контактов между сотрудниками сбытовых подразделений, отслеживание эффективности источников первичных контактов.

Partnership Relations Management (PRM) – управление взаимоотношениями с партнерами.

Knowledge Management – управление знаниями, сбор всей необходимой справочной информации (карты, отраслевая инфо, аналитические материалы, статистика) для работы компании, создание отдельных новостных разделов (например, для менеджеров которые ведут ТЭК, перерабатывающей промышленности), интеграция с источниками в Интернет, мощные поисковые средства.

e-Business – модуль отвечающий за веб-часть CRM, куда могут входить веб-сайт компании, интернет-магазин или В2В площадка, взаимодействие с клиентами через Интернет и др.

Business Intelligence – наличие автоматических возможностей по контролю и эскалации проблем, совершению упреждающих действий, генерация индивидуальных отчетов и отчетов по шаблонам (как правило, есть множество готовых форм), планирование, моделирование.

User support – встроенная поддержка пользователя, подсказки, Help.

6.                  Ссылки по теме

http://searchcrm.com – большой и популярный сайт по данной теме.

http://www.ismguide.com – сайт одной из самых авторитетных консалтинговых компаний по CRM. Здесь же можно заказать подробное исследование (готовое) по любой из существующих CRM-систем.

http://www.destinationcrm.com – крупный информацилнный проект по CRM-решениям.

http://www.crmmagazine.com – сайт оффлайнового журнала по CRM.

http://www.crmguru.com – один из образовательных сайтов по CRM.

http://www.crmcommunity.com – еще один большой контентный проект по управлению связями с клиентами.

http://www.ecrmguide.com – новости и обзоры из мира электронного CRM

http://www.crmlearning.com – большой проект по обучению и образованию по CRM. Есть возможность заказать видеоматериалы и книги.

http://www.american-crm-directory.com – все о CRM в США – call-центры, программное обеспечение, консультации, национальные ассоциации, публикации, исследования, книги.

http://yahoo.bitpipe.com – здесь можно найти полезные материалы по любой теме из IT-сфере: CRM, B2B, B2C, ISP, ASP и многое другое.

http://www.callcentres.net – все о call-центрах. Пресс-релизы, форум, исследования, новости, статьи и многое другое.

http://www.crmassist.com – статьи, обзоры вендоров, ссылки. Один из самых полезных сайтов при изучении CRM-поставщиков, а также ERP и некоторых других.

http://www.crmdaily.com – новости в мире управления отношений с клиентами.

http://www.crmmagazine.com.au – сайт австралийского журнала о CRM.

http://ecommerce.internet.com/how/customers – библиотека вспомогательных статей.

http://www.crm-people.co.uk – образование, трудоустройство, контакты, все, что связано с людьми в области CRM.

7.                  Сайты основных разработчиков CRM

www.applix.com – Applix, Inc.

www.saleslogix.com – Interact Commerce Corporation

www.clarify.com, www.nortelnetworks.com – Nortel Networks

www.oncontact.com – Oncontact Software

www.onyx.com – ONYX Software

www.peoplesoft.com – PeopleSoft, Inc.

www.pivotal.com – Pivotal Corporation

www.pointinfo.com – Point Information Systems

www.remedy.com – Remedy Corporation

www.sap.com – SAP AG

www.siebel.com – Siebel System, Inc.

www.staffware.com – Staffware

www.update-marketing.com – update.com Software AG

www.worldtrak.com – Worldtrak Corporation

www.youcentric.com - YOUcentric, Inc.

8.                  Разработка стратегии CRM

Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову),
то именно частности человеческого существования… Будучи наиболее
древней – и наиболее буквальной – формой частного предпринимательства,
оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение
индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из
общественного животного в личность.
(И.Бродский, “Нобелевская лекция”)

Удивительным образом дифирамбы, прозвучавшие их уст великого поэта, могут быть воспеты новой идеологии маркетинга, названной маркетингом отношений. Эта идеология ставит под сомнение такое множество складывавшихся десятилетиями стереотипов маркетинг – менеджмента, что, действительно, требует изящных аргументов для своего утверждения.

Так, считалось бесспорным, что цель маркетинговой деятельности – создание такой единственной уникальной комбинации свойств продукта, его цены, рекламы и каналов продвижения (до боли известных четырех ”Пи” маркетинга), которая обеспечит преимущество компании перед ее всеми конкурентами. Почувствовав такое преимущество, покупатели будут притягиваться к продукту фирмы как к магнитному полю металлическая пыль… до тех пор, пока такое преимущество не создаст один из конкурентов.

Силами своего маркетингового отдела фирма должна анализировать возможности создания подобных преимуществ. Маркетологи должны регулярно следить лишь за соотношением сил в отрасли – поведением конкурентов, каждого из которого обязательно нужно знать “в лицо”. “Частность существования” покупателей никого на фирме не волнует. Приходящая с регулярностью и касающаяся их информация крайне скудна и содержится лишь в сбытовых отчетах.

Такой подход вполне оправдан среди производителей стиральных порошков, сталкивающихся с несколькими десятками конкурирующих брендов и миллионами географически разбросанных конечных покупателей. Однако, он оказывается абсурдным в деятельности торговой фирмы на городском оптовом рынке бытовой химии. Состав товарного ассортимента фирмы, исчисляемый сотнями и даже тысячами наименований, часто превышает число клиентов. Пытаться отслеживать за конкурентами с целью предложить оптимальный ассортимент и цены невозможно. Ведь время лишь на сбор и обработку нужной информации в большинстве случаев будет превышать время, за которое произойдет смена товарного ассортимента конкурирующих фирм.

Торговой фирме остается либо, вообще, “забыть” про маркетинг, либо использовать методы маркетинга отношений. То есть ставить своей целью не достижение абстрактного преимущества перед конкурентами, а способность поддерживать отношения с покупателями через индивидуализированные: каналы продвижения – использование менеджеров по продаже, ассортимент, цены и системы скидок, способы доставки. Таким образом, “поощрить” в покупателе “именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности”.

Классическая маркетинговая теория потерпела фиаско в описании многих необходимых и реально существовавших видов маркетинговых практик, что и предопределило появление маркетинга отношений (relationships marketing) в начале минувшего десятилетия. Роль катализатора в распространении нового течения играют информационные технологии (ИТ), радикально меняющие любые (и не только связанные с маркетингом) способы организации управления. Не случайно, название соответствующего программного обеспечения – Customer Relationships Management (CRM) – признается синонимом практической реализации маркетинга отношений на предприятии.

Понятия маркетинга отношений и CRM соотносятся как душа и тело и не могут существовать раздельно. Однако, в стремительном развитии соответствующего сегмента ИТ-рынка возникли и назрели “диалектические противоречия”. Так, по оценкам Gartner Group, около 55% CRM-проектов не приносят ожидаемых результатов. Исследование другой консультационной компании Bain & Company выявило еще более шокирующие результаты: каждый пятый среди 451-го опрошенного американского топ-менеджера признавался, что CRM-инициатива вела к ухудшению отношений с покупателями! Причина заключалась в игнорировании стратегических аспектов CRM в области маркетинга и внутриорганизационных изменений.

Все это пока, к счастью, звучит как предостережение для России, где рынок CRM находится в относительно эмбриональном состоянии. Но, совершая обзор Web-сайтов отечественных консультационных и ИТ-фирм, на единственное предложение по разработке стратегии CRM можно встретить до пяти предложений по продаже, как правило, локализованных версий зарубежного программного обеспечения.

В данной, несомненно, актуальной статье обсуждаются ряд важных вопросов, связанных с сущностью стратегии управления отношениями с покупателями – маркетинга отношений. Хотя статья не претендует на однозначность (а потому и названа поиском), она стремится дать универсальный взгляд на обозначенную проблему, для чего в неё включены примеры, связанные как с рынками конечных потребителей (B2C), так и с рынками покупателей – организаций (B2B).

”Быть CRM или не быть?” – вот в чем вопрос

Большинство из многочисленных статей, посвященных интересующей нас теме, рассматривают CRM как некий “луч света в темном царстве”, способный вывести компанию из непроходимых джунглей конкуренции, “закрепив” за ней N-ное число клиентов. Пафос в подобных публикациях, за спиной которых стоят ИТ-компании, заметен невооруженным глазом. Поэтому, принимая стратегическое решения о старте CRM-инициативы, важно суметь отделить “зерна” реальной потребности компании в маркетинге отношений от “плевен” рекламных акций предлагающих программное CRM-обеспечение фирм.

У всех на памяти хоть одна история коммерческой неудачи товаров и услуг массового спроса: пожалуй, самым ярким недавним примером выступает провал глобальной спутниковой связи IRIDIUM. Покупатели могут принять, а могут и отвергнуть инновационные действия компании, пусть и прикрытые намерениями удовлетворения их нужд. Аналогично клиенты могут отвергнуть систему таких действий, допустим, под идеей создания, поддержания и развития с ними долгосрочных отношений. Иными словами, потребность в маркетинге отношений возникает только в том случае, когда покупатель сможет увидеть в этих отношениях самостоятельную ценность. В противном случае, клиент будет “перебегать” от конкурента к конкуренту под воздействием предлагаемых более низких цен, а инвестиции компании в реализацию CRM-стратегии пойдут прахом.

Подходы к определению данной ценности подробно раскрыты в ряде научных публикаций. Многие из подходов построены на известной теории трансакционных издержек. Подобные издержки, в частности, связываются с затратами на сбор информации о деловом партнере, предваряющими заключение с ним сделки. Так, например, собираясь поменять лечащего стоматолога, человек потратит большие усилия на получение рекомендаций от бывших пациентов других специалистов, чтобы выяснить качество оказываемых ими услуг. С другой стороны, трансакционные издержки вытекают из затрат на передачу покупателем информации о своих специфических требованиях новому продавцу. В нашем примере эта информация хранится в лечебной карточке, и содержание её, затратив определенные усилия, придется изложить новому врачу. Соответственно, перечисленных затрат можно избежать, если оставаться лояльным одному дантисту.

Теория трансакционных издержек также способна объяснить лояльность покупателей на рынках B2B. При этом, у покупателей-организаций нередко возникает другой мотив построения долгосрочных, партнерских отношений с поставщиками. Качество и доступность некоторых закупаемых товаров и услуг делового назначения играет стратегическую роль в возможности выполнения предприятием своих производственных задач. Тем самым, возникает необходимость в организации долгосрочного, отлаженного канала взаимодействия с поставщиками.

В то же время, огромные суммы, которые компании тратят на закупки, и многообразие закупаемых категорий товаров и услуг делают необходимым дифференцированный подход к построению отношений с поставщиками. Для этого может использоваться матричный анализ, впервые предложенный консультантом компании McKinsey П. Кральиком. Этот метод в немного адаптированном виде, в частности, применяет в политике снабжения транснациональная нефтяная компания Statoil (Норвегия).

За последние семь лет ежегодный объем закупок компании, ведущей свои операции в более чем 20-ти странах мира, никогда не опускался ниже планки в 2,5 млрд. долларов США. Закупаемые товары и услуги подразделяются в зависимости от своего функционального назначения на 61-ну категорию.

Политика закупок по каждой категории строится исходя из относительного: а) операционного риска, связанного с качеством и доступностью товаров и услуг (business risk), б) финансового риска, связанного с потерей или сменой поставщика товаров и услуг (financial exposure). В зависимости от возрастания двух видов рисков предполагается более усложненная модель закупок.

Самой примитивной из моделей выступает организация тендера на поставку (присущи закупкам медицинского оборудования, упаковочных материалов). Наиболее совершенная модель предполагает взаимодействие в рамках партнерских отношений с заданным числом поставщиков (характерны для поставок оборудования для буровых платформ, получения инжиниринговых услуг). Судя по этой информации, очевидно, что только поставщикам товаров и услуг категорий II и, в определенной степени, I и IV имеет смысл интегрировать в свою работу методы маркетинга отношений.

Предложенные идеи, связанные со стратегическим анализом потребности компании в стратегии CRM, могут показаться достаточно “сырыми”, ибо, скажем, не учитывают фактора конкурентной среды фирмы. Но, если признаться, соглашений вокруг подобной всеобъемлющей методики в науке и консалтинге не выработано до сих пор. В её самостоятельной разработке следует учитывать не только внешнее влияние на организацию, но и характеристики её внутренней среды, о необходимых изменениях которой пойдет речь далее в работе.

CRM как массовая персонализация: “Можно объять необъятное”!

Подходы маркетинга отношений и традиционного маркетинга в настоящее время конкурируют друг с другом с той же силой как когда-то политэкономии капитализма и социализма. Но не стоит забывать, что, стараясь быть внешне диаметрально противоположными, последние все же строились на едином базисе, одним из блоков которого выступал закон разделения труда. Подобным блоком в маркетинге является концепция сегментирования рынка, предполагающая дифференцированный подход продавца к удовлетворению нужд покупателей.

Традиционно сегменты воспринимались исключительно как сосредоточение массы индивидов, а предприятие персонализировало свой продукт исходя из представления о некоем “среднестатистическом” покупателе в сегменте. Что касается маркетинга отношений, то он оперирует исключительно “сегментом одного” (segment of one) и при многочисленности покупателей компании, соответственно, предполагает массовую персонализацию.

Вполне устоявшийся бизнес-термин “массовая персонализация” (mass customization) с закравшимся логическим противоречием будто придуман, чтобы опровергнуть известный постулат Козьмы Пруткова о том, что необъятное объять нельзя. Ответ на вопрос как можно это сделать, в нашем случае, лежит через представление компании не как производящей заданный набор продуктов со своими четкими стандартами, техническими условиями, а занимающейся всегда индивидуальным взаимодействием с клиентами.

Традиционный маркетинг, связанный с массовым производством, ставит жесткую перегородку между производством и дистрибуцией продукта, а также, – производством и дизайном. В маркетинге отношений и, соответственно, массовой персонализации разработка, производство и поставка объединяются в один бизнес – процесс, направленный на решение конкретной проблемы покупателя. Важно, чтобы последний воспринимал фирму как калейдоскоп в своих руках, ожидая от фирменного поведения того же, что и от картинки этого калейдоскопа – неповторимого удивления и восхищения.

Получается, что с массовой персонализацией мы сталкивались задолго до появления самого этого понятия, а именно, являясь потребителями услуг: будь–то парикмахерской, в которой прическа обсуждается перед началом стрижки, или ресторана, где нам готовят только те блюда, которые были предварительно выбраны в меню. Не случайно сам термин маркетинг отношений впервые появился из уст специалиста по маркетингу услуг Леонарда Берри. Сегодня, вооружившись инструментами CRM, компании сферы услуг могут добиваться потрясающих практик массовой персонализации.

Показателен пример компании British Airways, описанный в одном из классических учебников по управлению отношениями с покупателями. Одним из ноу-хау компании является бортовая система отслеживания предпочтений покупателей (on-board customer-preference tracking). Система касается даже таких “тонких” деталей обслуживания пассажиров первого и бизнес – класса как подача питьевой воды в салоне.

Обычно пассажиры получали воду от стюардессы, если возникала такая просьба, либо могли самостоятельно подойти в любой удобный момент времени к специальной стойке с водой в конце салона. Какого же было восхищение одной из пассажирок, случайно высказавшей пожелание успокаивать волнение, вызванное взлетом, стаканом питьевой воды и получившей две маленькие бутылочки в начале следующего рейса. “Действительно, может показаться странным”, – признается один из менеджеров авиакомпании, – “как такая мелочь как вода смогла привлечь наше внимание. Но те пенсы, которые стоили бутылочки, обернулись для нас заветной лояльностью клиентки”.

Ошибочно полагать, что внедрение механизмов массовой персонализации в товарном производстве предполагает однозначное разрушение конвейера, возврат к ремесленничеству. Так, в частности, сложно найти товар с более стандартизированным процессом производства, чем покрышки для грузовых автомобилей. Однако, американский производитель этих изделий компания Bandag нашла свой путь в массовой персонализации. Компания решила вставить в резину вновь выпускаемых шин компьютерные чипы, чтобы анализировать испытываемую нагрузку шины в виде температуры, давления и численности оборотов. Подобная информация позволяет не только предоставить автовладельцу информацию о желаемом времени замены шин на грузовике (чтобы избежать финансовых потерь, связанных с простоем автомобиля), но и планировать загрузку станций техобслуживания, ответственных за продажи новых шин и замены старых. Тем самым, CRM-инициатива дала положительные результаты сразу на двух уровнях: улучшения отношений с многотысячной армией конечных потребителей и с 500-ми коммерческими посредниками фирмы.

В результате, массовая персонализация не является привилегией отдельно взятых видов бизнеса. Исследования должны ставить целью нахождение баланса между требованиями покупателей к массовой персонализации и поиском возможностей реализации ее на базе ресурсов фирм любых из отраслей. При этом, общепризнанно, что одним из самых главных ресурсов фирмы является её персонал. Поэтому, дальнейший разговор посвящен подходам к управлению человеческими ресурсами в контексте требований, диктуемых маркетингом отношений – CRM.

CRM и пресловутый“человеческий фактор”

“Клиент всегда прав” – звучит основной закон ориентированной на маркетинг отношений фирмы. Но как построить на основе этого закона внутри компании правовое государство? Сделать данную норму частью морального кодекса сотрудников, чтобы каждый из них стал оценивать своё производственное поведение с позиций удовлетворенности клиента? Для достижения подобных целей наряду с маркетингом внешним существует внутренний маркетинг (internal marketing), заключающийся в корректировке методов управления персоналом фирмы. В начале 2002 года широким тиражом была издана первая книга, специально посвященная предмету внутреннего маркетинга. Это даёт повод говорить о внутреннем маркетинге как об отдельной дисциплине.

Область применения внутреннего маркетинга также как и массовой персонализации, прежде всего, связана с оказанием услуг. Ведь в услугах, как правило, имеет место непосредственный контакт между персоналом фирмы и её клиентами. В некоторых сферах клиенты часто не способны оценить качество главного процесса сервиса. Так, для страховой компании он заключается в оперативности и самом факте выплаты страхового возмещения. Судить же напрямую о качестве её работы, как правило, приходится по умению страховых агентов осуществлять продажи и заключать договора.

Значение контактного персонала в последнее время подчеркивается и в В2В маркетинге. Одним из его нововведений становится концепция Key Account Management. Под термином Key Accounts принято понимать портфель отношений предприятия со своими ключевыми покупателями. Соответственно, специалист по сбыту фирмы получает должность Key Account Manager. Столь гордое наименование подчеркивает меняющуюся миссию сотрудника: вместо продажи всего, что производиться, сделать родное предприятие производящим только то, что продается.

Очевидно, что ожидать эффективных переговоров от представителя компании, которому своевременно не выплачивается зарплата или делящего одно рабочее место на двоих, довольно сложно. Не случайно основной лозунг внутреннего маркетинга состоял вначале в том, что, имея немотивированных сотрудников, компания никогда не сможет добиться удовлетворенности своих клиентов. Соответственно, наряду с внешними клиентами фирма должна признать существование клиентов внутренних, к которым относится её персонал. Процесс же наиболее эффективной мотивации (удовлетворения) таких клиентов представлялся в качестве предмета внутреннего маркетинга.

Вместе с тем, стало очевидно, что возрастающие обязанности контактного персонала несовместимы с узкими правами этих сотрудников, как правило, находящихся на самой нижней ступени организационной иерархии. В бюрократической организации поведение сотрудника определяют правила в виде должностных инструкций, а не внутренние установки человека. В зависимости от жесткости контроля через политику административного кнута и пряника можно заставить подчиненного приходить вовремя на работу, всегда надевать фирменный галстук компании и за собой выключать свет. Но добиться с помощью инструкции улыбки на лице сотрудника в тяжелом разговоре с покупателем однозначно невозможно. Поэтому, отказ от иерархической системы управления в пользу командной, ориентированной на бизнес – процессы работы является одним из ключевых моментов программы внутреннего маркетинга. В этом он пересекается с реинжинирингом и другими современными концепциями менеджмента. Свидетельством реализации этого условия становится большая автономия в действиях контактного персонала, т.е. наделение сотрудников правом принятия широкого круга самостоятельных решений.

Инициатива по развитию автономии сотрудников была, в частности, реализована американской компанией Eastman Chemical Company в 1987 году. Однако, предварительно компания провела внутреннее обследование персонала и принципиально отказалась предоставлять автономию сотрудникам, которые а) равнодушно относились к этой возможности, б) не обладали должными способностями для этого, в) не имели личного авторитета среди своих коллег. Это говорит о том, что методы внутреннего маркетинга должны ужесточать существующие подходы к найму персонала, соответственно, его увольнению, горизонтальному перемещению и должностному повышению.

Новейшая теория внутреннего маркетинга предлагает рассматривать услуги, осуществляемые внутри компании, наряду с услугами компании для своих внешних покупателей. Подобными внутренними услугами может, например, считаться сервис по установке программного обеспечения, выполняемый техническим отделом фирмы для отдела сбыта фирмы. Соответственно, к категории контактного персонала можно относить большинство сотрудников организации. Тем самым, можно с уверенностью определить место внутреннего маркетинга в бизнесе в качестве интегральной политики управления персоналом.

“Бизнес не имеет национальности, национальность есть у денег” – сказала однажды одна из зарубежных политиков о свободе перемещения капитала в международной экономике. Развязать руки для старта реализации стратегии CRM могут только ожидания окупаемости инвестиций, последующего роста прибыльности компании. После рассказа о двух основных направлениях таких инвестиций (в новые бизнес – процессы и персонал) нашу дискуссию заканчивает разговор о рациональных началах управления отношениями с покупателями.

“Брак по расчету” или экономика отношений с покупателями

Известно, что учет решает всё. Поэтому, применяемая предприятием методика управленческого учёта должна соответствовать уровню стратегии, которую оно собирается реализовать. В этом отношении стратегия CRM представляет колоссальный интерес, так как разрушает учётные стереотипы, сложившиеся в бизнесе с незапамятных времен и до сих пор лежащие в основе учебных курсов всевозможных бизнес – школ и университетов.

Традиционно маркетинговая составляющая учётной информации ограничивалась отчетами о сбыте на отдельных рынках, а также, – информацией о рентабельности выпуска предназначенных для этих рынков стандартных по характеристикам товаров и услуг. В маркетинге отношений подобные товары и услуги исчезают в бурном течении процессов решения проблемы покупателя. Управлять отношениями с помощью указанной группы показателей столь же эффективно как брать в плаванье компас, показывающий лишь на Запад и Восток. Чтобы избежать рифов неизведанных убытков следует представлять отличие в своей стоимости бизнес – процессов, тем самым, оперировать цифрами рентабельности отношений с конкретным покупателем.

Несоответствие традиционных учетных технологий меняющимся реалиям признал и Питер Друкер. 90-летний патриарх менеджмента венчает на трон современной учетной технологии Activity – Based Costing (ABC). Называемая в российских изданиях технологией пооперационного учета затрат, она раздвигает границы представления, согласно которому можно обойтись знанием стоимости набора стандартных операций, однозначно равной себестоимости конечного продукта. Некоторые из этих операций могут присутствовать, а могут не присутствовать в решении, предлагаемому клиенту (как те две бутылочки с водой в приведенном примере о массовой персонализации в British Airways). Для расчета уникальной стоимости решения нужно использовать инструменты ABC.

Встретить детальные примеры, знакомящие с практикой внедрения ABC в рамках стратегии CRM, довольно сложно, ибо методы управленческого учета всегда считаются коммерческой тайной предприятия. В качестве альтернативы компании не разрешают исследователям указывать свои имена в научных публикациях. Подобное соглашение однажды было достигнуто с кипрской торговой фирмой, занимавшейся коммерческим посредничеством в продаже текстильных изделий.

Рассматриваемая фирма провела тщательный аудит всех существовавших статей своих затрат с целью переноса общей себестоимости своей деятельности на операции продаж отдельным покупателям. В первую группу вошли статьи, напрямую распространяющиеся на эти операции: комиссионные менеджерам по продаже, относимые на убытки невыплаченные долги, издержки на аренду автомобилей для клиентов и организации для них развлекательных мероприятий, расходы на телефонную связь с покупателями и почтовые отправления. Во вторую группу попали расходы, относимые с большей условностью на взаимодействие с клиентами: оклады менеджерам и часть зарплаты директора в соответствии со временем, отводимым на коммерческие переговоры. Пропорции времени, уделяемого этими специалистами конкретным покупателям, далее служили основой для окончательного разделения затрат. Наконец, к третьей группе были отнесены такие накладные расходы как оплата электричества, которые можно было лишь поделить на общую численность клиентов, чтобы получить конечный учетный результат. Далее, взяв полученную выручку от клиента за определенный период времени, фирма смогла рассчитать доходность от отношений с каждым из них, тем самым, расположить всех клиентов в порядке убывания прибыльности.

Согласно методике консультационной компании Peppers & Rogers, клиенты, чьи отношения приносят желаемую прибыль, именуются наиболее ценными покупателями (Most Valuable Customers – MVC). Между тем, знание текущей прибыли от отношений не позволяет сказать, существует ли потенциал роста доходности спустя некоторое время. Не случайно, компания предлагает среди не попадающих в категорию MVC клиентов выделять, с одной стороны, наиболее быстрорастущих покупателей (Most Growable Customers – MGC), с другой, – покупателей с потенциалом ниже нуля (“Below Zero” Customers – BZ). Первые требуют столь же интенсивных усилий по поддержанию отношений, как и MVC. На BZ можно и нужно экономить, например, предоставляя меньше бесплатных услуг, заменяя дорогостоящие личные встречи менеджеров по сбыту сообщениями по электронной почте и т.д.

Результатом одного из консультационных проектов вышеназванной фирмы для американской авиакомпании стал следующий набор критериев, по которым следовало бы отделять быстрорастущих покупателей от покупателей BZ. К MGC следовало относить всех тех, кто: а) делал не менее 12-ти поездок в год, б) из этих поездок не менее чем шесть приходилось на данную авиакомпанию, в) покупал не менее половины билетов вне специальных предложений, г) участвовал в программе авиакомпании, мотивирующей совершать частые полеты, д) был участником аналогичной программы конкурирующего перевозчика.

Таким образом, задача анализа экономических выгод отношений с покупателями формирует требования к политике их управления. Наряду со своей ответственностью она довольно сложная, ибо требует творческого подхода в выработке аналитической методики, соответственно, способностей сбора многогранной и неординарной информации для её нужд.

Данная работа изначально не была нацелена на описание перечня шагов, которые необходимо сделать для реализации стратегии управления отношениями с покупателями. Вникнуть в сущность проблемы, не привязанной к нуждам конкретных отраслей, можно было именно благодаря отказу от методики, используемой в написании консалтинговых отчетов. Тем не менее, читатель может справедливо спросить автора: “Где можно найти в статье хоть слово о роли современных информационных технологий, требования к которым должен знать любой практично мыслящий в этом направлении профессионал?”

Вспомним приведенный в середине статьи пример, связанный с шинами для грузовых автомобилей. Компьютерная начинка, вставленная в резину, в прямом и переносном смысле заново колесо не изобрела. Шины также как и раньше выполняли свою основную функцию, однако, дали водителям и автовладельцам новые возможности в обращении с грузовиками. Информационные технологии, которыми начиняется тело социального организма – фирмы, не делают внутри этого тела ничего сверхественного и противоестественного. Ведь ИТ никоим образом не заключают в себе новых, а дают менеджерам и консультантам уникальные возможности для обращения с существующими и независимыми от этих технологий управленческими теориями.

Поэтому, произнося слово “клиенты”, мы должны подразумевать, что эффективно и оперативно обрабатывать имеющуюся о них информацию можно только, имея “клиент – серверную” базу данных. Но как поступить, когда в той или иной мере данные о клиентах уже используются в других приложениях организации? Соответственно, появляется необходимость интеграции CRM-модуля в общую корпоративную информационную систему (КИС) предприятия ERP. ERP возьмет на себя сбор и обработку всей учетной информации, соответствующей сложнейшим задачам ABC.

Модуль ERP, отвечающий за управление персоналом, придется перерабатывать исходя из потребностей внутреннего маркетинга. И даже, когда контактный персонал заменяется Web-интерфейсом, опять же дополняющим ERP, значение внутреннего маркетинга не уменьшается. Ведь чтобы сделать сайт максимально удобным в посещении, команда разработчиков должна быть, прежде всего, руководима интересами клиентов. Что касается массовой персонализации, то в большинстве случаев её трудно вообразить на практике без использования инструментов автоматизированного проектирования (Computer Aided Design – CAD). И их следует интегрировать в ERP, чтобы обеспечить автоматический запуск персонализируемых продуктов в производство.

Можно представить сколь нестройная картина царила бы в голове читателей, если бы статья строилась перечислении названных инструментов автоматизации с описанием выгод для управления отношениями с покупателями, которые они дают. Ведь программы одновременно удовлетворяют десятки других нужд и недостаточны сами по себе для достижения целей маркетинга отношений. Это ещё раз подтверждает истину, что правильное применение информационных технологий в бизнесе возможно лишь тогда, когда до конца осознается их управленческая сущность!

Hosted by uCoz