Тема: Этапы цикла разработки информационной системы

1.     Этапы цикла разработки информационных систем и их целевая продукция. 1

2.     Системные исследования. 1

3.     Системный анализ. 1

4.     Системное проектирование. 1

5.     Внедрение. 1

6.     Сопровождение. 1

1.      Этапы цикла разработки информационных систем и их целевая продукция

 

 

2.      Системные исследования

На этапе системных исследований должен быть сформулирован вывод о возможности реализации (осуществимости) системы. Для этого необходимо рассмотреть следующие главные вопросы:

·        действительно ли имеется проблема или есть беспроблемные альтернативы;

·        целесообразно ли создание новой информационной системы;

·        действительно ли ее можно реализовать.

Схема последовательности шагов и содержание этапа системных исследований:

1.      Выбор стратегии для планирования системы:

·        ознакомление с особенностями организации;

·        ознакомление с описаниями существующих формальных или готовых реальных проектов и с другими примерами решения аналогичных проблем.

2.      Изучение осуществимости:

·        предварительное определение информационных потребностей реальных пользователей;

·        определение осуществимости разработки новой или возможности улучшения существующей информационной системы;

·        создание плана разработки.

3.      Отчет об осуществимости:

·        обработка материалов предварительного исследования, их компактное описание (документирование результатов исследования);

·        доведение результатов предварительного исследования до пользователей и руководителей.

3.      Системный анализ

Этап системного анализа ставит цель сформулировать функциональные требования к будущей системе. Продуктом этапа является документ «Требования к системе». Здесь изучаются информационные потребности конечных пользователей, влияние окружающей среды, роль существующей информационной системы. Требования должны быть определены и документированы не только по системе в целом, но и по отдельным ее ресурсам (оборудование, телекоммуникации, программное обеспечение, базы данных), но также и по отдельным информационным процессам (ввод данных, хранение, обработка, вывод, управление данными).

Схема последовательности шагов и содержание этапа системного анализа:

1.      Анализ организационного окружения:

·        детальный анализ информационных потребностей

-                           конечных пользователей главного учреждения,

-                           конечных пользователей отдельных подсистем,

-                           системного окружения.

2.      Анализ существующих систем:

·        анализ того, что имеет существующая система из:

-                           ресурсов (компьютеры, средства связи, программы, базы данных, персонал),

-                           информационных продуктов,

-                           информационных процессов.

3.      Анализ требований системы:

·        определение того, что должно быть из ресурсов:

-                           компьютеры.

-                           оборудование,

-                           средства связи,

-                           программы,

-                           базы данных,

-                           персонал;

·        определение того, что должно быть из процессов:

-                           ввода (источники, способы сбора данных, методы ввода, формы, объемы данных, режимы),

-                           обработки (правила, критические сроки, объем операций),

-                           вывода (способы, форматы, средний и критический объемы, образцы, размещение адресатов, сроки)

-                           хранения (организация, структура базы данных, ее объем, режим и частота запросов, сжатие, обновление, удаление),

-                           управления данными (точность, законность, безопасность, секретность, целостность и неприкосновенность).

4.      Системные требования:

·        логически связанные и документированные требования к новой системе со стороны: ресурсов, ввода, обработки, вывода, хранения, управления данными.

4.      Системное проектирование

Этап системного проектирования завершается созданием детальных спецификаций по каждому элементу информационной системы. Создаются спецификации оборудования (основного и дополнительного), программного обеспечения, спецификации персонала (всех категорий пользователей, которые буду работать с новой системой), спецификации ресурсов данных (документов и баз данных), спецификации информационных продуктов (форм экранов, форм документов).

Типы и содержание спецификаций этапа системного проектирования:

1.      Спецификации пользовательского интерфейса:

·        Информационные объекты, ориентированные на пользователей:

-                           форматы экранов,

-                           форматы и шаги интерактивных диалогов,

-                           формы всех входных и выходных документов.

2.      Спецификации базы данных:

·        концептуальная и внешние схемы, структура, состав, словарь, таблицы соответствия, описание методов управления доступом.

3.      Спецификации программного обеспечения:

·        программные пакеты, которые необходимо закупить,

·        прокладные программы, разработанные для формирования информационных продуктов

·        программы контроля и управления процессами.

4.      Спецификации оборудования и средств обслуживания:

·        перечень компьютерного оборудования, средств связи, вспомогательных средств и материалов,

·        точные физические характеристики каждого из элементов спецификации.

5.      Спецификации персонала:

·        перечень должностей, необходимых для работы с информационной системой,

·        перечень требований к каждой должности.

6.      Спецификации системной документации:

·        Перечень системных документов всех разделов проекта.

·        Перечень и содержание всех технологических инструкций для пользователей и технического персонала информационной системы.

5.      Внедрение

Этап внедрения (ввода в эксплуатацию) завершается созданием работоспособной системы. На этом этапе выполняются следующие мероприятия:

6.      Сопровождение

Этап сопровождения (обслуживания) информационной системы следует за  внедрением проекта. Текущее сопровождение охватывает мониторинг (слежение) системы и ее модификацию для проведения необходимых улучшений. Частью этого процесса является послеустановочный осмотр для определения того, насколько система соответствует целям ее создания. Ошибки в новой информационной системе исправляются путем соответствующего системного обслуживания. Кроме того, сопровождение охватывает такой вид послеустановочных работ, как модификация системы в связи с изменениями в сфере деятельности организации или в связи с изменениями законодательства (например, изменение налоговой ставки вызывает изменения в системе бухгалтерского и финансового учета организации).

Hosted by uCoz