Тема: Этапы цикла разработки информационной
системы
1. Этапы цикла разработки информационных систем и их целевая продукция
На этапе системных исследований должен быть сформулирован вывод о возможности реализации (осуществимости) системы. Для этого необходимо рассмотреть следующие главные вопросы:
· действительно ли имеется проблема или есть беспроблемные альтернативы;
· целесообразно ли создание новой информационной системы;
· действительно ли ее можно реализовать.
Схема последовательности шагов и содержание этапа системных исследований:
1. Выбор стратегии для планирования системы:
· ознакомление с особенностями организации;
· ознакомление с описаниями существующих формальных или готовых реальных проектов и с другими примерами решения аналогичных проблем.
2. Изучение осуществимости:
· предварительное определение информационных потребностей реальных пользователей;
· определение осуществимости разработки новой или возможности улучшения существующей информационной системы;
· создание плана разработки.
3. Отчет об осуществимости:
· обработка материалов предварительного исследования, их компактное описание (документирование результатов исследования);
· доведение результатов предварительного исследования до пользователей и руководителей.
Этап системного анализа ставит цель сформулировать функциональные требования к будущей системе. Продуктом этапа является документ «Требования к системе». Здесь изучаются информационные потребности конечных пользователей, влияние окружающей среды, роль существующей информационной системы. Требования должны быть определены и документированы не только по системе в целом, но и по отдельным ее ресурсам (оборудование, телекоммуникации, программное обеспечение, базы данных), но также и по отдельным информационным процессам (ввод данных, хранение, обработка, вывод, управление данными).
Схема последовательности шагов и содержание этапа системного анализа:
1. Анализ организационного окружения:
· детальный анализ информационных потребностей
- конечных пользователей главного учреждения,
- конечных пользователей отдельных подсистем,
- системного окружения.
2. Анализ существующих систем:
· анализ того, что имеет существующая система из:
- ресурсов (компьютеры, средства связи, программы, базы данных, персонал),
- информационных продуктов,
- информационных процессов.
3. Анализ требований системы:
· определение того, что должно быть из ресурсов:
- компьютеры.
- оборудование,
- средства связи,
- программы,
- базы данных,
- персонал;
· определение того, что должно быть из процессов:
- ввода (источники, способы сбора данных, методы ввода, формы, объемы данных, режимы),
- обработки (правила, критические сроки, объем операций),
- вывода (способы, форматы, средний и критический объемы, образцы, размещение адресатов, сроки)
- хранения (организация, структура базы данных, ее объем, режим и частота запросов, сжатие, обновление, удаление),
- управления данными (точность, законность, безопасность, секретность, целостность и неприкосновенность).
4. Системные требования:
· логически связанные и документированные требования к новой системе со стороны: ресурсов, ввода, обработки, вывода, хранения, управления данными.
Этап системного проектирования завершается созданием детальных спецификаций по каждому элементу информационной системы. Создаются спецификации оборудования (основного и дополнительного), программного обеспечения, спецификации персонала (всех категорий пользователей, которые буду работать с новой системой), спецификации ресурсов данных (документов и баз данных), спецификации информационных продуктов (форм экранов, форм документов).
Типы и содержание спецификаций этапа системного проектирования:
1. Спецификации пользовательского интерфейса:
· Информационные объекты, ориентированные на пользователей:
- форматы экранов,
- форматы и шаги интерактивных диалогов,
- формы всех входных и выходных документов.
2. Спецификации базы данных:
· концептуальная и внешние схемы, структура, состав, словарь, таблицы соответствия, описание методов управления доступом.
3. Спецификации программного обеспечения:
· программные пакеты, которые необходимо закупить,
· прокладные программы, разработанные для формирования информационных продуктов
· программы контроля и управления процессами.
4. Спецификации оборудования и средств обслуживания:
· перечень компьютерного оборудования, средств связи, вспомогательных средств и материалов,
· точные физические характеристики каждого из элементов спецификации.
5. Спецификации персонала:
· перечень должностей, необходимых для работы с информационной системой,
· перечень требований к каждой должности.
6. Спецификации системной документации:
· Перечень системных документов всех разделов проекта.
· Перечень и содержание всех технологических инструкций для пользователей и технического персонала информационной системы.
Этап внедрения (ввода в эксплуатацию) завершается созданием работоспособной системы. На этом этапе выполняются следующие мероприятия:
Этап сопровождения (обслуживания) информационной системы следует за внедрением проекта. Текущее сопровождение охватывает мониторинг (слежение) системы и ее модификацию для проведения необходимых улучшений. Частью этого процесса является послеустановочный осмотр для определения того, насколько система соответствует целям ее создания. Ошибки в новой информационной системе исправляются путем соответствующего системного обслуживания. Кроме того, сопровождение охватывает такой вид послеустановочных работ, как модификация системы в связи с изменениями в сфере деятельности организации или в связи с изменениями законодательства (например, изменение налоговой ставки вызывает изменения в системе бухгалтерского и финансового учета организации).